Диплом специальный профессиональный стаж и выслуга лет

Содержание страницы:

Правовое регулирование специального трудового стажа

Главная > Курсовая работа >Государство и право

1 Юридическое понятие специального трудового стажа 4

2.1 Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости 8

2.2 Возможность временного сохранение права на досрочное назначение пенсии 10

2.3 Сохранение права на досрочное назначение пенсии без ограничения сроком 17

2.4 Правила исчисления периодов работы с особыми условиями труда 21

3.1 Сохранение пенсионных льгот, установленных иными законами 28

3.2 Проблемы специального трудового стажа в судебной практике 30

Согласно Конституции Российской Федерации 1 наша страна провозглашена социальным государством, в которой каждому гарантируется право на социальное и пенсионное обеспечение.

Одним из больных вопросов нашего государства является пенсионная реформа, в рамках которой руководством страны прилагается масса усилий, чтобы создать эффективную систему достойного обеспечения граждан. Одним из препятствий к реализации намерений руководства страны на этом поприще является то, что пенсионная система переживает переходный период, сопряженный с необходимостью обеспечить пенсионное обеспечение за счет колоссальных бюджетных вливаний, т.к. нынешние пенсионеры не могут быть полностью обеспечены за счет страховых взносов. И в этой ситуации особенно остро стоит вопрос об учете специального трудового стажа, который как правовая категория вообще исключен из законодательства.

Однако, на переходный период право на применение специального трудового стажа сохранено. Однако, правовое регулирование данного вопроса представляет достаточную сложность, т.к. нормы права, регламентирующие порядок и основания применения специального трудового стажа содержится в большом количестве нормативных актов.

Поэтому тема рассмотрения вопросов правового регулирования специального трудового стажа являются актуальными.

Стоит ответить, что в юридической литературе вопросам специального трудового стажа внимание вообще не уделяется. Поэтому работа состоит из анализа нормативных актов, регламентирующих порядок применения специального трудового стажа.

1 Юридическое понятие специального трудового стажа

С 1 января 2002 г. трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С указанной даты утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» 1 .

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности независимо от количества и продолжительности перерывов в ней в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действовавший Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В обновленном законодательстве Федеральном законе «О трудовых пенсиях» 2 , Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» 3 и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 4 понятие специальный трудовой стаж отсутствует.

Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);

времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).

Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан. Среди таких нормативных актов необходимо выделить:

Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.

2 Правовые основания для учета специального трудового стажа

2.1 Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости

Согласно Закону о пенсиях 1990 г. условиями пенсионного обеспечения по старости на общих основаниях были достижение пенсионного возраста и наличие общего трудового стажа определенной продолжительности (20- или 25-летнего соответственно для женщин и мужчин). Пенсия назначалась и при неполном трудовом стаже (не менее 5 лет), но в размере, пропорциональном имеющемуся стажу. Законодатель не изменил общего пенсионного возраста. Он, как и ранее, дифференцируется по полу и составляет для женщин 55, для мужчин — 60 лет (ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Ныне вместо общего трудового требуется страховой стаж. Понятия же страхового и общего трудового стажа далеко не идентичны. Право на пенсию по старости по достижении указанного возраста возникает уже при наличии пяти лет страхового стажа. Однако пенсии при полном и при неполном страховом стаже в новом Законе не фигурируют, поскольку размер пенсии отныне зависит не от продолжительности страхового стажа, а от суммы страховых взносов, уплаченных за данное лицо.

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ст. 27 и 28) сохранена возможность назначения пенсии по старости досрочно, т.е. до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Это касается граждан, ранее имевших право на льготную пенсию на основании ст. 11 Закона о пенсиях 1990 г., в частности многодетных женщин и матерей инвалидов с детства. Сохранено право на досрочное назначение пенсии и лицам, работавшим с особыми — вредными, тяжелыми и др. условиями труда и в особых — северных и приравненных к ним климатических условиях. Ранее они получали пенсию в соответствии со ст. 12 и 14 Закона о пенсиях 1990 г.

Говоря о досрочном назначении пенсий по старости, законодатель признал таковыми и прежние пенсии за выслугу лет. Теперь отдельным категориям работников при наличии требуемой выслуги может назначаться пенсия по старости иногда вообще независимо от возраста.

Сохранились прежние требования к условиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, таким, как продолжительность работы с особыми условиями труда или в особых климатических условиях, воспитание ребенка до достижения им определенного возраста и др. Но в тех случаях, когда ранее для досрочного назначения пенсии требовался общий трудовой стаж определенной продолжительности, теперь необходим соответствующий страховой стаж. Следствием такой новации явилась невозможность для определенного числа граждан получить сегодня пенсию досрочно из-за недостаточности страхового стажа.

Страховой стаж исчисляется в календарном порядке, в том числе и в период работы в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных. Это также ограничивает круг лиц, которым пенсия может быть назначена досрочно. Так, например, пенсия по старости на 5 лет раньше обычного назначается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, при условии, если они имеют не менее 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины) страхового стажа. Ранее работа в северных районах засчитывалась в общий трудовой стаж в полуторном размере. Поэтому пенсия могла быть назначена досрочно женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера — 15, мужчинам — 17 лет. Теперь они должны иметь дополнительно 5 — 8 лет страхового стажа.

Все категории граждан, за которыми сохраняется право на досрочное назначение пенсий, поделены на две группы. Одним пенсия может быть назначена независимо от времени приобретения требуемых законодателем условий. Эти категории перечислены в ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Застрахованные лица из второй группы, поименованной в ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», сохраняют право на досрочное назначение пенсии только при условии, если они проработали на соответствующих видах работ по состоянию на 1 января 2003 г. не менее половины требуемого срока.

Недостающий специальный стаж может быть приобретен после указанной даты. Лицам, проработавшим на таких работах менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, могут устанавливаться только профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом (см. п. 3 ст. 27). При этом речь идет о дополнительных страховых взносах на финансирование профессиональных пенсий. Пока федеральный закон о профессиональных пенсионных системах принят только в первом чтении.

Диплом специальный профессиональный стаж и выслуга лет

Специальный трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» [1] .

В обновленном законодательстве Законе «О трудовых пенсиях»; Законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует.

Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях.

С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:

— пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание);

— времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам).

Законодательство предусматривает также и другие случаи учета специального трудового стажа.

Страховой и специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности этих видов стажа.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан. Среди таких нормативных актов необходимо выделить:

— Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня 2002 г.);

— Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.);

— Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г.);

— П остановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. №384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» (в ред. от 12 августа 1992 г.) [2] ;

— Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. №29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (с изм. и доп. от 1 октября 1999 г.) [3] и др.

Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Наиболее сложные вопросы связаны с правилами подсчета выслуги лет. Приведем пример из практики:

Управлением пенсионного фонда Г. отказано в назначении пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, поскольку на момент обращения за назначением пенсии ее специальный трудовой стаж, связанный с педагогической деятельностью, составил 22 года 11 месяцев 21 день, тогда как в силу ст.80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Читайте так же:  Налог для ип на 2019 год

В специальный стаж, дающий право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период службы младшим сержантом-телеграфистом с июля 1988 года по сентябрь 1990 года включен не был.

При вынесении решения об удовлетворении жалобы суд первой инстанции руководствовался положением абз.1 п.3 ст.10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 26 июля 2001 г.), в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы. Принимая во внимание указанную норму, районный суд сделал вывод о том, что время нахождения на военной службе включается в любой стаж работы, в том числе и в стаж работы по специальности, что в свою очередь дает право на назначение пенсии за выслугу лет.

Определением судебной коллегии по гражданским делам областного суда указанное решение отменено, по делу постановлено новое решение об отказе в удовлетворении жалобы. Постановлением президиума областного суда определение судебной коллегии отменено, решение районного суда оставлено в силе.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила постановление президиума областного суда, оставив в силе кассационное определение, по следующим основаниям.

Вывод суда первой инстанции, поддержанный президиумом областного суда, ошибочен, поскольку сделан без учета специальной нормы, изложенной в абз.2 п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Исходя из анализа абз.1 и 2 п.3 ст.10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абз.2 п.3 ст.10 данного Закона.

Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может [4] .

Вывод суда о том, что время нахождения на военной службе включается в любой стаж работы, в том числе и в стаж работы по специальности, что в свою очередь дает право на назначение пенсии за выслугу лет, признан неправильным.

Как мы уже отмечали, в настоящее время законодательство о специальном стаже находится в процессе реформирования. Реформа обязательного пенсионного страхования предусматривает переход на финансирование пенсий за выслугу лет через профессиональные пенсионные системы. С этого времени за каждого работника, занятого в особых условиях труда, работодатель обязан платить страховые взносы по повышенному тарифу с учетом вредности, тяжести и других факторов, повышающих производственный риск. Право на пенсию для лиц, трудившихся на тяжелых и вредных работах, будет зависеть от продолжительности страхового стажа по дополнительной профессиональной системе.

[1] Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. — 6 декабря 1990 г. — №27. — Ст. 351.

[2] Постановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»

[3] Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» // Российские вести. — 21 ноября 1996 г.

[4] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2001 г. (по гражданским делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2001 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2001 г. — №12. — стр. 15.

Дипломная работа на тему: Понятие, виды и значение страхового (трудового) стажа

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.

Отзывы наших клиентов

Вера, все нормально. Я полностью прошла нормоконтроль. Спасибо большое за вашу работу. Елена, 10.05.2013 Спасибо за огромную помощь оказанною вами за 5 лет моей учебы. Владимир, 22.10.2018 СПАСИБО! Понравилось с Вами сотрудничать. Теперь буду пользоваться вашими услугами. Алина, 19.01.2014 Верочка, спасибо Вам огромное! Евгения, 26.01.2017

Профессиональный стаж и выслуга лет

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией РФ. Характеристика профессионального стажа в праве социального обеспечения. Выслуга лет и ее характеристика.

Подобные документы

Понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения. Правовое регулирование трудового стажа в Российской Федерации. Трудовые книжки, их ведение, хранение, изготовление и учет. Подтверждение трудового стажа по свидетельским показаниям.

курсовая работа, добавлен 23.10.2016

Механизм нормативно-правового регулирования отношений, связанных с трудовым стажем и его значение в праве социального обеспечения. Правовая природа и виды трудового стажа, его экономическое обоснование в условиях социализации трудовых отношений.

курсовая работа, добавлен 19.11.2014

Понятие и юридическое значение трудового стажа, его основные виды. Исчисление страхового, общего трудового и специального стажа. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности. Способы подтверждения трудового стажа в Российской Федерации.

дипломная работа, добавлен 23.11.2012

Исследование значения трудового стажа в системе пенсионного обеспечения. Изучение понятия специального трудового стажа. Отличительные признаки непрерывного трудового стажа. Характеристика нормативных актов, регулирующих порядок исчисления трудового стажа.

контрольная работа, добавлен 19.11.2014

Понятие, значение и виды трудового стажа, изменения, внесенные в законодательство в ходе реформы пенсионного законодательства. Обзорное знакомство с нормативами общего, специального трудового стажа, понятия «выслуга лет», «непрерывный трудовой стаж».

реферат, добавлен 16.04.2010

Понятие, юридическое значение, характеристики и виды трудового (страхового) стажа и выслуги лет. Виды деятельности, засчитываемые в стаж и правила исчисления стажа для разных отраслей. Принципы персонифицированного учета граждан Республики Беларусь.

реферат, добавлен 04.12.2010

Правовое регулирование трудового стажа на фоне реформирования пенсионной системы России. Порядок установления и исчисления трудового стажа, способы его подтверждения. Виды трудового стажа. Страховой стаж при выходе на пенсию и выдаче больничного листа.

курсовая работа, добавлен 01.12.2015

Понятие трудового стажа: виды. Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Доказательства трудового (страхового) стажа. Доказательства, принимаемые для определения стажа.

реферат, добавлен 11.03.2004

Юридическое понятие специального трудового стажа. Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости. Проблемы специального трудового стажа в судебной практике. Сохранение пенсионных льгот. Исчисление периодов работы с особыми условиями труда.

курсовая работа, добавлен 04.04.2009

Специальный, страховой, непрерывный трудовой стаж. Объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения. Исчисление страхового стажа и его доказательства. Назначение пенсии по старости, пособия по нетрудоспособности, пенсии по выслуге лет.

В действующем пенсионном законодательстве указанному понятию дается немного более емкое определение. Согласно законам, трудовой стаж представляет собой учитываемую в процессе определения прав гражданина на получение отдельных видов пенсий исходя из норм государственного пенсионного обеспечения, суммарную временную протяженность, которая включает в себя периоды трудовой или какой-либо иной деятельности, которые подлежат зачислению в страховой стаж гражданина с целью получения им пенсионного обеспечения на основании положений, которые регламентируются в соответствие с действующими федеральными законами, регламентирующими вопросы пенсионного обеспечения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, ратифицированные международные договоры РФ. Так, если ратифицированным международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международных актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках Содружества Независимых Государств.

В Конституции РФ «стаж» упоминается лишь в статье 119, где установлены требования к гражданам, претендующим на должность судьи. Это наличие высшего юридического образования и стаж по юридической профессии не менее 5 лет.

Федеральные конституционные законы.

Трудовой кодекс РФ. Ст. 66 ТК РФ устанавливает, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца.

Ст. 314 ТК РФ закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». — «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)

Трудовой стаж является основанием для возникновения права на:

пенсионное обеспечение (см. например ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении РФ», п. 2 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ», пп. 17 п. 1 ст. 28 ФЗ «О полиции» и др.),

отпуск (ст. 121, ст. 122 Трудового кодекса РФ, п. 1 ст. 41.4 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 2 ст. 41 ФЗ «О полиции» и др.),

получение пособия по временной нетрудоспособности (ст. 7, ст. 14 ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»),

в ряде случаев на получение заработной платы.

. Указы Президента РФ.

. Постановления Правительства РФ.

. Акты министерств и ведомств РФ.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности трудового стажа, в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется и конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Например, Конституция Республики Татарстан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно обширного комплекса, который включает в себя нормативно-правовые акты на разных уровнях. Тем не менее, данной факт можно считать скорее недостатком, нежели достоинством.

Прежде всего, значительное количество нестыковок и противоречий является следствием большого числа нормативно-правовых актов. Ряд устаревших нормативно-правовых актов все еще являются действующими.

Также можно сказать, что наличие большого количества нормативно-правовых актов вызывает трудности для их практического применения. С указанными проблемами в своей деятельности сталкиваются не только суды, работники юстиции, но, прежде всего, простые граждане.

1.2 Значение трудового стажа

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25 — 30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения.

В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсий:

по старости (по возрасту);

за выслугу лет. — Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М. : Юристъ, 2013. — 446 с.

Проводимые в текущее время преобразования в сфере пенсионного обеспечения несут в себе целью внедрение накопительной пенсионной системы. При существовании и функционирование подобной системы, те взносы, которые аккумулируются в системе пенсионного обеспечения за счет средств, которые перечисляют в нее работники и работодатели, не подлежат расходованию на выплату пенсии сегодняшним пенсионерам, а подлежат накоплению и инвестированию, таким образом пронося доход до того времени, пока плательщик не достигнет пенсионного возраста. Вся сумма сбережений, которые накопил плательщик, а также весь объем инвестиционных доходов, который он получил за время уплаты пенсионных взносов представляют его личную собственность, за счет которой и обеспечивается выплата ему пенсии во время достижения им пенсионного возраста.

При функционировании данной системы, пожилой человек не находится в зависимости ни от молодого поколения, ни от государства. Пенсионная уравниловка в такой системе отсутствует, а экономика, в то же время, имеет возможность получить значительные финансовые ресурсы для долгосрочного инвестирования.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах — собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих;

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации, — состояние экономики и производительности труда. — Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М. : Юристъ, 2013. — 446 с.

Однако при нехватке финансовых ресурсов внутри пенсионной системы происходит процесс перераспределения от получателей максимальных пенсий к получателям минимальных. Как следствие, снижается зависимость размера пенсии от продолжительности стажа и среднего заработка. Это еще более снижает заинтересованность в уплате страховых взносов. В результате ухудшается финансовое положение пенсионной системы. В этих условиях поддержка минимального размера пенсии приводит к уменьшению максимального, граждане считают несправедливым назначение почти одинаковой пенсии при разном вкладе людей в развитие экономики, это приводит к ухудшению уплаты страховых взносов, и цикл повторяется.

Существующие программы накопительного пенсионного обеспечения буксуют. Люди вообще не всегда склонны к рациональному экономическому поведению. Государство должно гораздо более жестко мотивировать предпринимателей и работающих граждан на создание личных и корпоративных пенсионных накоплений, причем собственниками этих накоплений должны быть именно граждане, а не государство или корпорации. Деятельность институтов, управляющих пенсионными деньгами, нужно сделать максимально прозрачной, только при таких условиях возрастет доверие поколения будущих пенсионеров в 2020 г. и позже.

Следует разъяснять населению необходимость и целесообразность накопительных принципов финансирования пенсии, как в обязательной, так и в добровольной части. Государство, со своей стороны, может также использовать рычаги материального стимулирования граждан к участию в накопительных системах как через налоговые льготы, так и через выплату субсидий некоторым категориям граждан, формирующих свои пенсионные накопления.

Трудовой стаж дает каждому человеку гарантии на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пенсий по старости и выслуге лет. Несмотря на недостатки законодательства о пенсионном обеспечении, трудовой стаж на сегодняшний день продолжает оставаться основным способом обеспечения своего существования после прекращения активной трудовой деятельности. — Справочник практикующего юриста по трудовому праву. Сутягин В. А., Ершов И. А., Толмачев И. А. — М.: ГроссМедиа, Росбух, 2013. — 304 с.

Трудовой кодекс РФ стал первым федеральным законом, предложившим легальную дефиницию социального партнерства, которое представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в вопросах регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Принципиальным отличием новых законов является то, что для получения права на трудовую пенсию по старости достаточно иметь только пять лет страхового стажа (суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности), в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. — Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М. : Юристъ, 2013. — 446 с.

Во многом современное правовое регулирование трудового стажа строится на нормативных актах, которые уже давно морально устарели (и это несмотря на принятие целого комплекса законов). Несомненно, что необходимы их обновление и систематизация. Нормы о различных видах стажа (зачастую даже противоречащие друг другу) «разбросаны» по десяткам разноуровневых нормативных актов. Возможно, что идеальным вариантом было бы принятие трех-четырех консолидирующих актов, которые бы вобрали в себя все положения о трудовом стаже, не урегулированные законодательными актами. Необходимо подумать над тем, как законодательно обеспечить правильность начисления стажа и что сделать для формирования прозрачной и понятной пенсионной системы.

Читайте так же:  Технические требования к оружейным комнатам

В современной системе права социального обеспечения рассматривать трудовой стаж возможно исключительно в аспекте изучения вопросов, касающихся реформ в сфере законодательства, характеризующего вопросы пенсионного обеспечения. В качестве основных недостатков, которые характеризуют современную пенсионную реформу, специалистами отмечается тот факт, что величина стажа оказывает весьма незначительное влияние на то, в каком размере работнику будет выплачиваться его будущая пенсия. Между тем было бы справедливо, чтобы заработки и стаж работника предопределяли величину его пенсии, и он был бы заинтересован уплачивать пенсионные взносы, которые будут использованы на содержание нынешних пенсионеров. — Справочник практикующего юриста по трудовому праву. Сутягин В. А., Ершов И. А., Толмачев И. А. — М.: ГроссМедиа, Росбух, 2013. — 304 с.

К сожалению, законодатель не прислушался к мнению Конституционного Суда РФ о том, что молодые работники в той же мере, как и работники со стажем, могут нуждаться в страховом обеспечении, и сохранил общий порядок определения размера пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от продолжительности работы. Установлено, что застрахованным лицам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачиваются в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда.

Правовое государство базируется на социальном партнерстве. Будучи социальным государством, РФ призвана направлять свою политику на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Обеспечение условий для реализации гражданами социальных, социально-трудовых прав является одним из принципов деятельности правового демократического социального государства.

Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага.

Справедливость — это достойная награда за хорошую работу, без уравниловки и обирания трудолюбивых в пользу лентяев и бездельников, я считаю, что исключением из этого правила являются возраст и состояние здоровья. Поэтому при распределении средств в числе безусловных приоритетов должны быть: обеспеченная старость для тех, кто уже отработал свое, поддержка детей и молодежи в начале жизненного пути и забота о людях с ограниченными возможностями, включение в трудовой стаж учебы в техникумах и институтах, которые ранее были исключены из стажа, а также учет трудового стажа при расчете пенсии и после 2002 г.

Сейчас как никогда возникла потребность к становлению новых независимых профсоюзов, которые будут на деле защищать людей наемного труда, отстаивать их интересы в отношениях с работодателями.

Размер пенсии в большой степени зависит от страхового стажа. Точнее, от времени, в течение которого платятся взносы в Пенсионный фонд. Эти взносы не могут быть меньше определенного минимума. Поэтому, если работник получает зарплату «в конверте», а в ведомости расписывается за сумму меньшую, чем минимальная заработная плата, его попросту лишают страхового стажа.

В заключение первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж является «продолжительность трудовой деятельности, которая исчисляется исходя из установленного порядка». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Данная деятельность, согласно определению, порождает определенные правовые последствия.

Институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно обширного комплекса, который включает в себя нормативно-правовые акты на разных уровнях. Тем не менее, данной факт можно считать скорее недостатком, нежели достоинством.

Прежде всего, значительное количество нестыковок и противоречий является следствием большого числа нормативно-правовых актов. Ряд устаревших нормативно-правовых актов все еще являются действующими.

Также можно сказать, что наличие большого количества нормативно-правовых актов вызывает трудности для их практического применения. С указанными проблемами в своей деятельности сталкиваются не только суды, работники юстиции, но, прежде всего, простые граждане.

В современной системе права социального обеспечения рассматривать трудовой стаж возможно исключительно в аспекте изучения вопросов, касающихся реформ в сфере законодательства, характеризующего вопросы пенсионного обеспечения. В качестве основных недостатков, которые характеризуют современную пенсионную реформу, специалистами отмечается тот факт, что величина стажа оказывает весьма незначительное влияние на то, в каком размере работнику будет выплачиваться его будущая пенсия.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАЖА И ВЫСЛУГИ ЛЕТ В ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Профессиональный (специальный) трудовой стаж

Профессиональный или как еще говорят – специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой или какой-либо иной деятельности, которая считается общественно полезной и выделяется из общего стажа исходя из ее содержания или условий труда.

В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.

Стаж, который выделяется исходя из условий труда или же исходя из местности, в которой осуществлялась та или иная трудовая деятельность (как правило, в данном случае может иметься ввиду осуществление трудовых функций на территории районов Крайнего Севера), предполагает наличие в связи с этим у гражданина прав на получение определенной льготы при пенсионном обеспечении. Наиболее широкий круг льгот представляется тем, кто трудился на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Согласно действующему закону «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях»

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются:

— период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

— период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

— период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

— период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

— период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

— период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

— период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

— период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Периоды, указанные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.

В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

При исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях»

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях»

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

— мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на один год за каждый полный год такой работы — мужчинам и женщинам;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

— женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

Читайте так же:  Налог с займа между физическими лицами с процентами

— женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 лет и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий — горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

— мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 лет и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

— мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет;

— лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

— мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

— мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

— лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

— лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях»

2.2 Выслуга лет и ее характеристика

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет. Она служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят:

— федеральные государственные служащие;

— военнослужащие по контракту;

— лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

— лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;

— и другие. — Лушникова М. В., Лушников А. М., Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. — М.: Юстицинформ, 2013. — 656 с.

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). По этому закону в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. — Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Студентам следует понимать, как профессиональный стаж и выслуга лет влияют на условия пенсионного обеспечения.

Вывод по второй главе курсовой работы можно сделать следующий.

Профессиональный или как еще говорят – специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой или какой-либо иной деятельности, которая считается общественно полезной и выделяется из общего стажа исходя из ее содержания или условий труда.

В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.

Стаж, который выделяется исходя из условий труда или же исходя из местности, в которой осуществлялась та или иная трудовая деятельность (как правило, в данном случае может иметься ввиду осуществление трудовых функций на территории районов Крайнего Севера), предполагает наличие в связи с этим у гражданина прав на получение определенной льготы при пенсионном обеспечении. — Лушникова М. В., Лушников А. М., Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. — М.: Юстицинформ, 2013. — 656 с.

Согласно законодательству в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

Согласно большому юридическому словарю, трудовой стаж является «продолжительность трудовой деятельности, которая исчисляется исходя из установленного порядка». Юридическая энциклопедия, написанная под редакцией Б.Н. Топориной дает трактовку указанному понятию, согласно которой трудовой стаж является продолжительностью, которой характеризуется трудовая или иная общественно-полезная деятельность, которая может быть как оплачиваемой, так и нет. Не имеет значения когда и где протекала данная деятельность. Данная деятельность, согласно определению, порождает определенные правовые последствия.

Исходя из приведенных выше определений, во главу угла здесь ставят трудовую или иную общественно полезную деятельность.

Институт трудового стажа в Российской Федерации входит в сферу регулирования достаточно обширного комплекса, который включает в себя нормативно-правовые акты на разных уровнях. Тем не менее, данной факт можно считать скорее недостатком, нежели достоинством.

Прежде всего, значительное количество нестыковок и противоречий является следствием большого числа нормативно-правовых актов. Ряд устаревших нормативно-правовых актов все еще являются действующими.

Также можно сказать, что наличие большого количества нормативно-правовых актов вызывает трудности для их практического применения. С указанными проблемами в своей деятельности сталкиваются не только суды, работники юстиции, но, прежде всего, простые граждане.

В современной системе права социального обеспечения рассматривать трудовой стаж возможно исключительно в аспекте изучения вопросов, касающихся реформ в сфере законодательства, характеризующего вопросы пенсионного обеспечения. В качестве основных недостатков, которые характеризуют современную пенсионную реформу, специалистами отмечается тот факт, что величина стажа оказывает весьма незначительное влияние на то, в каком размере работнику будет выплачиваться его будущая пенсия.

Профессиональный или как еще говорят – специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой или какой-либо иной деятельности, которая считается общественно полезной и выделяется из общего стажа исходя из ее содержания или условий труда.

В том случае, когда профессиональный трудовой стаж выделяется исходя из содержания работы, то в этом случае он имеет значение для начисления пенсии за выслугу лет.

Стаж, который выделяется исходя из условий труда или же исходя из местности, в которой осуществлялась та или иная трудовая деятельность (как правило, в данном случае может иметься ввиду осуществление трудовых функций на территории районов Крайнего Севера), предполагает наличие в связи с этим у гражданина прав на получение определенной льготы при пенсионном обеспечении.

Согласно законодательству в выслугу лет для приобретения права на пенсию, помимо службы на должностях рядового и начальствующего состава, засчитывается: время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и впоследствии реабилитированных; время учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение – им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О страховых пенсиях»
  3. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.12.2015) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

2. Научная и учебная литература

  1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под ред. Гусова К. Н. — 7-е изд. — М.: МГЮА Кодекс, 2012 — 928 с.
  2. Корпоративные соглашения в сфере социально-трудовых отношений / отв. ред. К.Д. Крылов М. — 2013. — 38 с.
  3. Лушников А. М., Лушникова М. В., Курс трудового права. В 2 томах. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. Т.1 — 879с., Т.2 — 1151 с.
  4. Лушникова М. В., Лушников А. М., Курс права социального обеспечения. — 2-е изд., доп. — М.: Юстицинформ, 2013. — 656 с.
  5. Магницкая Е. В., Евстигнеев Е. Н., Трудовое право. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 208 с.
  6. Право социального обеспечения России: учебник / Е. Н. Доброхотова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М. : Юристъ, 2013. — 446 с.
  7. Справочник практикующего юриста по трудовому праву. Сутягин В. А., Ершов И. А., Толмачев И. А. — М.: ГроссМедиа, Росбух, 2013. — 304 с.
  8. Трудовое право России: учебник для вузов / отв. ред.: Орловский Ю. П., Нуртдинова А. Ф. — 3-е изд. — М.: Контракт, 2010. — 648 с.
  9. Трудовое право Российской Федерации: учебник для вузов / М. Б. Смоленский и др. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011. — 491 с.
  10. Трудовое право: учебник / Под ред. Смирнова О.В., Снигиревой И. О. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2012. — 624 с.
  11. Шиян В. И. Трудовое право. — М.: МГИУ, 2008. — 172 с.
  12. Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристь, 2012. — 1272 с.
Диплом специальный профессиональный стаж и выслуга лет