Налог на недвижимость 2019 для юридических лиц в московской области

Содержание страницы:

Ставка налога на имущество организаций оставлена на прежнем уровне на 2018-2019 годы

23 марта Мособлдума утвердила пониженные ставки на налог на имущество организаций на уровне 1,5%.

Начиная с 2014 года в Московской области откладывается повышение налоговой ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Так, до внесения изменений в закон «О налоге на имущество организаций в Московской области» данная ставка с 2018 года и в последующие года должна была составлять 2%. Однако приэтом нагрузка на организации выросла бы на 33%. Поэтому на протяжении несколько лет повышение ставки откладывалось.

Как объяснил председатель Комитета по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Тарас Ефимов, «особенностью внесённых изменений в этом году является то, что впервые 1,5% налог на имущество оставлен не только на следующий год, но и на 2018 и 2019 годы».

Таким образом, льготный период пролонгирован в соответствии с принятым трёхлетним бюджетом региона. Депутат отметил, что это сделано с целью предоставления возможности инвесторам и предпринимателям долговременного планирования работы своих организаций в течение нескольких лет. В свою очередь это повышает привлекательность инвестиционного климата Подмосковья.

Вопрос повышения указанного налога ежегодно обсуждается в Мосолдуме с представителями бизнес-сообщества. На данных встречах предприниматели обращаются к депутатам с просьбой отложить повышение ставки, в результате чего парламентарии идут им на встречу и принимают соответствующее решение.

Налог на имущество в Московской области в 2019

В данной статье мы рассмотрим налог на имущество в Московской области. Узнаем о льготах по уплате налога и разберемся в таблице их ставок.

В случае, если у физического или юридического лица в собственности имеется какое-либо имущество – на него автоматически ложится обязанность по уплате налога на имущество. В Московской области существует своя особенность налогового бремени. Именно об этом детально будет описано в данной статье.

Налог на имущество в Московской области для физических лиц

Налог на имущество физических лиц в Московской области регулирует Закон Московской области от 18.10.2014 г. № 126/2014-ОЗ «О единой дате начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

В соответствие с данным нормативным актом с 01 января 2015 года налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Данный порядок налогообложения распространяется на все города и населённые пункты Московской области.

Ранее расчёт налога на имущество физических лиц производился исходя из инвентаризационной стоимости. Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости существенно отличается от кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость очень сильно приближена к рыночной. Пример:

Инвентаризационная стоимость однокомнатной квартиры в доме 1980-х годов постройки в г. Котельники составляет порядка 600000 рублей, кадастровая стоимость — порядка 3,5 миллионов рублей.

Налог на имущество в Московской области для юридических лиц

Налог на имущество для юридических лиц в Московской области регулируется Законом Московской области от 21.11.2003 г. № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области» (с изменениями от 07.04.2017 г.).

В качестве налоговой базы определяется кадастровая стоимость следующих объектов:

  • торговые центры от 1000 кв.м.;
  • недвижимость иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
  • недвижимость иностранных компаний, не относящаяся к деятельности данных компаний в Российской Федерации через постоянные представительства.
  • жилые фонды, не учитываемые в качестве объектов основных средств.

Налоговая база для уплаты налога на имущество

В соответствии со ст. 375 НК РФ для имущества юридических лиц налоговой базой является среднегодовая стоимость. Для некоторых объектов, упомянутых в разделе «Налог на имущество в Московской области для юридических лиц» налоговой базой является кадастровая стоимость. При определении среднегодовой стоимости объекта учитывается его остаточная стоимость, исходя из данных бухгалтерского учёта. Читайте также статью: → «Срок уплаты транспортного налога физлицами»

В случае, если начисление амортизации на объект не предусмотрено, его среднегодовую стоимость определяют по следующей формуле:

* величина износа определяется по установленным нормам амортизационных отчислений

При определении кадастровой стоимости необходимо взять данные на объект недвижимости на сайте Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии https://rosreestr.ru/.

Льготы по уплате налога

Для юридических и физических лиц существуют определённые льготы по уплате налога на имущество. Налог на имущество физических лиц регламентирован ст.407 НК РФ:

· Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы

· Ветераны Великой отечественной войны

· Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства

· Граждане, подвергшиеся воздействию радиации во время аварии на Чернобыльской АЭС

· Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по выслуге лет, состоянию здоровья, оптимизации штата, имеющие стаж военной службы 20 лет и более

· Лица, принимавшие участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия

· Члены семей военнослужащего, потерявшие кормильца

· Граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и в других странах

· Лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний ядерных установок

· Родители и супруги военнослужащих и гос.служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей

· гараж или машино-место

· жилые помещения, используемые в качестве музеев, галерей, библиотек

Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика. Для получения льготы на уплату налога на имущество физических лиц налогоплательщику необходимо предоставить заявление и документы, подтверждающие право на льготу, в налоговый орган по своему усмотрению.

У пенсионера Скворцова С.С. в собственности зарегистрированы двухкомнатная квартира, комната в общежитии, расположенные в г. Химки, гараж.

Налоговая льгота по уплате налога на имущество предоставляется только на один объект недвижимости по выбору Скворцова С.С. Все остальные объекты собственности льготному налогообложению не подлежат. Читайте также статью: → «Налоговый вычет при покупке квартиры у родственника»

Льготы по уплате налога на имущество юридических лиц регламентируется Законом Московской области от 24.11.2004 г. № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» (с изменениями на 28.12 2016 г.):

Организации, обеспечивающие функционирование данных образовательных организаций.

Таблица ставок налога на имущество

В соответствии со ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований. Так, в Московской области каждое муниципальное образование работает в соответствии принятым самостоятельно нормативным актом.

Но, проанализировав Решения Совета депутатов различных муниципальных образований, расположенных на территории Московской области, можно сделать заключение о том, что практически во всех муниципальных образованиях ставки едины и не противоречат налоговому законодательству:

Размер ставок налога на имущество для юридических лиц определяется нормативным актом муниципального образования, но в основном процентные ставки следующие:

· сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью данных объектов

· сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.

· нежилые помещения, предусматривающие размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

· недвижимость иностранных компаний, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;

· недвижимость иностранных компаний, не относящаяся к деятельности данных компаний в Российской Федерации через постоянные представительства;

· жилые фонды, не учитываемые в качестве объектов основных средств.

Налог на имущество в Московской области: порядок расчёта

При расчёте налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости имущества, берётся кадастровая стоимость на начало налогового периода. Например, если производится расчёт налога за 2016 год, то необходимо взять кадастровую стоимость на 01 января 2016 года. Читайте также статью: → «Как узнать долги по налогам физического лица»

Для послабления налогового бремени предусмотрены налоговые вычеты на величину кадастровой стоимости:

  • комната – 10 кв.м.
  • квартира – 20 кв.м.
  • жилой дом – 50 кв.м.
  • комплекс недвижимости с жилым домом – 1 млн.рублей.

У Сорокина С.С. площадь двухкомнатной квартиры, расположенной в г. Химки, составляет 52 кв.м. Кадастровая стоимость квартиры 4,65 млн. рублей. Для того, чтобы определить налоговую базу для уплаты налога, необходимо применить налоговый вычет. В данном случае вычет на квартиру составит 20 кв.м. Таким образом, налогообложению подлежит 36 кв.м.

Теперь можно высчитать налогооблагаемую базу: (4650000 / 56) * 36 = 2989285,70 рублей.

Сорокин С.С. произведёт расчёт налога на имущество физических лиц с 2989285,70 рублей.

Законодательством предусмотрены поправочные коэффициенты, т.к. кадастровая стоимость значительно выше инвентаризационной стоимости:

  • 0,2 – первый налоговый период
  • 0,4 – второй налоговый период
  • 0,6 – третий налоговый период
  • 0,8 – четвёртый налоговый период.

Начиная с пятого налогового периода, поправочные коэффициенты не применяются.

Итак, с учётом поправочных коэффициентов, сумма налога будет исчисляться из следующей формулы:

Ним – налог на имущество физических лиц

Нк – налог, исчисленный из кадастровой стоимости

Ни – налог, исчисленный из инвентаризационной стоимости

ПК – поправочный коэффициент

У Сорокина С.С. двухкомнатная квартира площадью 56 кв.м., расположенная в г. Химки имеют следующую стоимость:

  • инвентаризационная стоимость – 860 тыс. рублей
  • кадастровая стоимость – 4,65 млн.рублей.

Налоговый вычет за квартиру составляет 20 кв.м.

Уплату Сорокин С.С. в соответствии с изменённым законодательством будет производить во второй раз, в связи с чем поправочный коэффициент составит 0,4.

Читайте так же:  Пенсионер в измайлово

Ставка налога – 0,1%

Расчет налоговой базы:

  • исходя из инвентаризационной стоимости: (860000 / 56) * 36 = 552857,11 рублей
  • исходя из кадастровой стоимости (4650000 / 56) * 36 = 2989285,70 рублей

Расчёт сумм налога:

  • исходя из инвентаризационной стоимости: 552857,11 * 0,1% = 552,86 рубля
  • исходя из кадастровой стоимости: 2989285,70 * 0,1% = 2989,29 рублей

Налог на имущество Сорокина С.С. составит: (2989,29 – 552,86) * 0,4 + 552,86 = 1527,43 рубля.

Расчёт налога на имущество юридических лиц несколько отличается от расчёта налога на имущество физических лиц. Для расчёта налога используется как среднегодовая стоимость объектов недвижимости, так и кадастровая.

Расчёт налога на имущество в соответствии со среднегодовой стоимостью:

В соответствии со ст. 476 НК РФ средняя стоимость объекта недвижимости рассчитывается по следующей формуле:

СС – средняя стоимость

С1 – стоимость имущества на 1 число каждого месяца налогового периода

С2 — стоимость имущества на последнее число каждого месяца налогового периода

С3 — стоимость имущества на 1 число месяца, следующего за отчётным периодом

НП – количество месяцев налогового периода

Юридические лица производят уплату налога на имущество авансовыми платежами. Исходя из средней стоимости, можно рассчитать сумму авансовых платежей:

Ав – авансовый платёж

СС – средняя стоимость

СтН – ставка налога

Для определения суммы налога за налоговый период необходимо определить среднегодовую стоимость имущества:

СГС – среднегодовая стоимость

С1 – стоимость имущества на 1 января отчётного периода

С2 и …— стоимость имущества на 1 число каждого месяца налогового периода

С13 — стоимость имущества на 31 декабря отчётного периода

Теперь можно рассчитать сумму налога:

СГС – среднегодовая стоимость

СтН – ставка налога

Юридические лица в обязательном порядке производят авансовые платежи, поэтому на конец года остаётся лишь доплата, которая рассчитывается по следующей формуле:

Расчёт налога на имущество в соответствии с кадастровой стоимостью:

КС – кадастровая стоимость на 1 число налогового периода

СтН – ставка налога

Годовая сумма налога:

Доплата, оставшаяся на конец года:

Сроки уплаты налога на имущество

В соответствие с Законом Московской области от 18.10.2014 г. № 126/2014-ОЗ физические лица производят уплату налога на имущество в срок до 1 декабря года, следующего за отчётным налоговым периодом.

Налог на имущество за 2016 год необходимо уплатить до 01 декабря 2017 года. В соответствие с Законом Московской области от 21.11.2003 г. № 150/2003-ОЗ юридические лица производят уплату налога на имущество путём авансовых платежей. Сроки уплаты авансовых платежей регулируются ст.379 НК РФ и зависят от отчётных периодов:

· Третий квартал календарного года

· Девять месяцев календарного года

Штрафные санкции за несвоевременную уплату налога

В случае несвоевременной уплаты налога в отношении физического лица вступает в силу ст.75 НК РФ. Данный нормативный акт регулирует размер взыскания в виде начисления пени, процентная ставка которой равна 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в текущее время. Пеня начисляется за каждый день просрочки.

Размер пени можно рассчитать по следующей формуле:

Скворцов С.С. должен был уплатить налог на имущество в размере 2140 рублей. Уплату за 2015 год он произвёл лишь 28 декабря 2016 года. Ставка рефинансирования ЦБ РФ 9,75%.

Таким образом, размер пени составил 2140 * 27 * 0,0325% = 18,78 рублей. К уплате Скворцову С.С. полагается сумма 2140 + 18,78 = 2158,78 рублей. В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пеня не начисляется в следующих случаях:

  • на имущество налогоплательщика наложен арест налоговыми органами;
  • приостановлены операции по счетам налогоплательщика по решению суда.

Вопросы и ответы

Вопрос №1. Наша организация применяет УСН. Должны ли мы производить уплату налога на имущество юридических лиц?

Ответ: Организации, применяющие УСН, освобождены от уплаты налога на имущество, но при условии, что Вашим имуществом не являются объекты недвижимости, упомянутые в ст. 378.2 НК РФ.

Вопрос №2. Наша организация приобрела транспортное средство, которое полностью самортизировано, но продолжает эксплуатироваться. Как быть с налогом на имущество?

Ответ: В соответствии с налоговым законодательством при проведении расчётов Ваше транспортное средство будет иметь нулевую среднегодовую стоимость, а, следовательно, сумма налога тоже равна нулю.

Вопрос №3. Я являюсь пенсионером, но продолжаю свою трудовую деятельность. В собственности у меня трёхкомнатная квартира, комната в общежитии и дом. Распространяются ли на меня льготы по уплате налога на имущества?

Ответ: Законодательство не разграничивает работающих и не работающих пенсионеров в части предоставления льготы. В связи с этим. Вы, как пенсионер, имеете право не платить налог на имущество с одного объекта. Остальные два объекта недвижимости подлежат налогообложению.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Налог на имущество юридических лиц в 2019 году: изменения

Налог на имущество юридических лиц в 2019 году надо считать по новым правилам. Обо всех самых важных новшествах расскажем в статье.

Что изменилось в расчете налога на имущество в 2019 году

С 1 января 2019 года платить налог с движимого имущества больше не придется (п. 19–24 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ). Налоговую базу теперь нужно рассчитывать только с недвижимости. Также, освободили от налогообложения имущество организаций, которые связаны с деятельностью инновационных научно-технологических центров (п. 9 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ). Они с 2019 года не платят налог даже с недвижимости. Льготные компании, должны соответствовать требованиям статей 2, 8, 12–14 Закона от 29.07.2017 № 216-ФЗ. То есть, быть:

  • фондами или управляющими компаниями и их дочерними обществами;
  • участниками проектов.

Для участников СЭЗ правила налогообложения ужесточили. С 1 января 2019 года они будут платить налог на имущество на общих основаниях, если по решению суда договор об условиях деятельности в СЭЗ расторгли (п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 03.08.2018 № 297-ФЗ). Причем налог придется заплатить за весь период инвестиционного проекта. Сделать это нужно не позднее 30 марта года, следующего за годом, в котором расторгли договор. См. также про уплату налога на прибыль в 2019 году .

Скачайте и возьмите в работу:

Движимое и недвижимое имущество

Чтобы понять, требуется ли фирме платить с актива налог или нет, нужно различать движимые и недвижимые активы. Читайте также про основные изменения в налоговом законодательстве с 2019 года .

Недвижимое имущество – активы, которые прочно связаны с землей. То есть те, что нельзя просто так передвинуть. Например, заводы, здания и т. д. Сама земля при этом не является объектом налогообложения. Есть еще несколько исключений:

  • космические корабли;
  • памятники культуры;
  • водные и природные ресурсы;
  • суда из реестра и т.д.

Вся остальная собственность движимая: оборудование, машины, техника и т. д. С нее платить налог в 2019 году не нужно.

Ставки налога на движимое имущество в 2019 году

Налог на имущество – региональный. Это значит, его порядок его расчета, уплаты и льготы определяет не только Кодекс, но и местные власти. В 2019 году максимальные ставки составят:

1) 2,2 процента – по всему имуществу, которое не указано далее;

2) 2,0 процента – по недвижимости, с которой налог считают исходя из кадастровой стоимости для всех субъектов РФ;

3) 1,3 процента – по железнодорожным путям общего пользования, а также сооружениям, которые являются их неотъемлемой частью. Перечень такого имущества утвержден постановлением Правительства от 23.11.2017 № 1421. При расчете налога по объектам, которые ввели в эксплуатацию после 30 декабря 2016 года, можно использовать понижающие коэффициенты.

4) 2,2 процента – по магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениям, которые являются неотъемлемой частью перечисленных объектов. Перечень такого имущества утвержден постановлением Правительства от 30.09.2004 № 504. Пониженную ставку можно применять, только если ЛЭП предназначены для передачи энергии третьим лицам. Если линию энергопередачи организация использует для собственных нужд, права на льготу она не имеет (письмо ФНС от 16.04.2018 № БС-4-21/7160);

а) по объектам магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия;

б) по объектам, которые предусмотрены:

  • техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
  • проектной документацией объектов капитального строительства и необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия.

Полный перечень такого имущества утвердило Правительство (распоряжение от 22.11.2017 № 2595-р).

Нулевая ставка будет действовать только, если одновременно выполнили условия:

  • объекты впервые ввели в эксплуатацию в налоговые периоды начиная с 1 января 2015 года;
  • объекты расположены полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской или Амурской области;
  • объекты принадлежат на праве собственности организациям – собственникам объектов Единой системы газоснабжения или организациям, в которых участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения.

Налог по железнодорожным путям общего пользования и сооружениям, которые являются их неотъемлемой технологической частью, рассчитывают с учетом понижающего коэффициента Кжд (п. 1 ст. 385.3 НК). Размеры коэффициента установлены пунктом 2 статьи 385.3 НК. Льготу применяйте к основным средствам, которые приняты на учет после 31 декабря 2016 года и отвечают одному из следующих требований:

1. Объекты построены (приобретены) в рамках инвестиционных программ:

  • федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)»;
  • государственная программа «Развитие транспортной системы»;
  • федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

2. Объекты внесены в уставный капитал хозяйственных обществ в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций в связи с увеличением их уставного капитала.

3. Объекты переданы хозяйственным обществам Российской Федерацией по гражданско-правовым договорам.

Требования утверждены пунктом 1 статьи 385.3 НК и постановлением Правительства от 31.08.2017 № 1056.

Регионы корректируют налоговые ставки с учетом федеральных ограничений. Причем в одном регионе могут установить сразу несколько ставок для разных категорий компаний и имущества. Главное, что такие ставки не могут превышать предельные значения, которые определили на федеральном уровне (п. 2 ст. 372 НК). Если власти субъекта дополнительно не установили ставки, рассчитывайте налог по тем, что указаны НК.

Если у компании недвижимость находится в разных регионах, при расчете налога на имущество нужно применять ставки, которые установлены в соответствующих регионах (ст. 384, 385 НК).

Читайте так же:  Кто может подавать заявление 14001

Найти информацию о региональных ставках, льготах и сроках уплаты налога на имущество можно на официальном сайте ФНС. Для этого выберете в таблице свой регион и перейдите на его страницу. Затем выберите:

  • налог на имущество организаций;
  • налоговый период – год;
  • муниципальное образование.

Далее кликните «Найти». Чтобы получить подробную информацию о ставках и льготах по налогу в отдельном субъекте России, в правой колонке построенного списка перейдите по ссылке «Подробнее».

Как планировать выплаты налога на имущество с помощью Excel

Если нужно спланировать налог на имущество, воспользуйтесь готовой моделью в Excel. Она пригодится для расчета налога как по среднегодовой, так и по кадастровой стоимости.

Кто не платит налог на имущество

До 2019 года движимое имущество было льготной категорией активов. Например, не платить налог с них могли компании на упрощенке и вмененке. Теперь никто не платит налог с такого имущества. Потому что с 1 января его вообще не признают объектом налогообложения.

Также, из состава объектов налогообложения исключили любые основные средства, которые по Классификации, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1, относятся к первой и второй амортизационным группам ( читайте также про налоговый учет основных средств в 2019 году ). Компании должны в последний раз рассчитать и уплатить налог с таких объектов за 2018 год (п. 1 ст. 374 НК).

Налоговая база по налогу на имущество организаций в 2019 году

Налоговая база – это среднегодовая стоимость имущества. Однако для определенного имущества налог надо рассчитывать, исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК).

Например, кадастровая стоимость понадобится для расчета налога по следующим объектам:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещения, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не имеют в России постоянных представительств;
  • любые объекты недвижимости иностранных организаций, которые не используются в деятельности постоянных представительств в России;
  • жилые дома или помещения, не учтенные на балансе в качестве основных средств.

С остальных объектов считайте налог по среднегодовой стоимости.

Что изменилось в декларации по налогу на имущество

Еще одно изменение – форма деклараций. С 1 января 2019 года действуют новые бланки расчета авансовых платежей и по налогу на имущество. Из форм декларации и расчета убрали все упоминания о движимом имуществе. Заполнять отчетность потребуется только по недвижимости. Если у компании ее нет, сдавать отчет не нужно.

Новые бланки, форматы и правила заполнения ФНС утвердила приказом от 04.10.2018 № ММВ-7-21/[email protected] Применять их нужно с отчетности за I квартал 2019 года. Декларацию за 2018 год нужно сдавать на старом бланке (утв. приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271).

Рисунок. Новая декларация по налогу на имущество организаций за 2018 (фрагмент)

В новой форме расчета авансовых платежей из раздела 2 убрали строки 210 и 270 для остаточной стоимости основных средств на 1 апреля, 1 июля, 1 октября и 31 декабря. Также в ней не стало строки 141 «В том числе недвижимое имущество». Потому что в отчете теперь указывают только недвижимость.

В разделе 2.1 нужно будет указывать подробный адрес объекта, если у него нет кадастрового или условного номера в ЕГРН. Специальные коды для этого чиновники привели в приложении № 7 к порядку заполнения декларации и расчета.

Коэффициент К в разделе 3 заменили на Кв. Он показывает количество месяцев владения имуществом. Кроме того, добавили новый коэффициент Ки. Он определяет изменение кадастровой стоимости имущества в течение года. Компании будут указывать его в строке 095 раздела 3 декларации или в строке 085 расчета авансовых платежей. Если окажется, что кадастровая стоимость менялась, понадобится заполнять два раздела по одному объекту.

Отчетный период по налогу на имущество

В зависимости от налоговой базы, компании по-разному отчитываются по налогу на движимое имущество (п. 2 ст. 379 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество

Новый закон о недвижимости меняет много, а улучшает мало

23 Августа 2018

В свое время классик нашел в России две беды. Живи он в наши дни, возможно, в этот перечень он внес бы еще один пункт.

В последние годы существующая система оценки недвижимости менялась неоднократно, однако до появления стройной модели пока еще далеко. Совсем недавно был принят очередной закон. Что после него изменилось? Понять это мы постараемся с президентом СРО оценщиков «Экспертный совет» и председателем Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре Алексеем Каминским.

– 3 августа 2018 года вступил в силу 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Он касается имущественных налогов. Что он меняет в этой сфере?

– Закон очень мудреный, он читается сложно – даже для специалиста понять, что там написано, непросто. Более того, там есть вещи, которые до сих пор непонятны. Например, распространяется ли этот закон на объекты капитального строительства юридических лиц. Или можно ли его использовать после 1 января 2019 года для кадастровых оценок, которые были произведены еще независимыми оценщиками. И таких моментов в тексте немало. Потребителю закон интересен тем, что с 1 января 2019 года можно будет вернуть переплаченные налоги за три предыдущих года, оспорив кадастровую стоимость либо в комиссии, либо в суде, либо, исправив техническую ошибку. Если вы платили налог, условно, 100 единиц, а после 1 января 2019 года докажете, что налог должен был быть 50 единиц, то за 3 последних года вам сделают перерасчет. Это касается земельных участков юридических и физических лиц, а также имущества физических лиц: квартир, домов, дач, гаражей.

Непонятно, касается ли это имущества юридических лиц. Потому что, с одной стороны, в статье 1 они не упоминаются в отношении пересчета за три налоговых периода, а в статье 2 они уже есть. Нет однозначного ответа, распространяется ли это положение на старые оценки или на новые, в том числе, по земельным участкам юридических и физических лиц, а также на имущество физических лиц? В пункте 6 статьи 3 написано, что действие закона распространяется на основания, возникшие после 1 января 2019 года. Под основанием можно понимать как утвержденные результаты по новой кадастровой оценке, так и, например, положительное решение в рамках оспаривания или исправление технической ошибки. Для потребителя важно – что, если он оспорит оценку до 1 января 2019 года, то ему вернут налоги только за последний год. А если после 1 января 2019 года, то за три года.

– Вы советуете оспаривать после 1 января 2019?

– Да. Если мы читаем закон правильно, то можно будет вернуть налоги, переплаченные три года назад. Экономика, которая была не интересна раньше, то есть за один год, может стать уже интересной, потому что экономия возникнет за три года. Это то, что должны понимать в первую очередь физлица. Что еще для них важно в этом законе. Это про отмену повышающего коэффициента по 20% в год с третьего года.

– Ежегодного прироста налога по 20% не будет?

– Именно так. Раньше действовало положение, что в первый год налог на имущество физических лиц берется от 20% от кадастровой стоимости, в следующий – 40% и так далее по 20% ежегодно пока налог не будет браться от полной величины кадастровой стоимости. Этим законом устанавливается, что если налогоплательщики должны платить налог от 60% кадастровой стоимости, то на этом рост останавливается. А сам прирост налога не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом. Поясню для наглядности на примере. Если вы платили в прошлом году налог на имущество 100 единиц, в следующем году, даже если вам переоценили кадастровую стоимость, он не может быть больше 110. Но это для тех, кто достиг 60% порога, а произойдет это уже в текущем году в 28 субъектах Российской Федерации. В 21 регионе остановились пока на уровне 40% и только на следующий год к ним станет применяться уже эта норма на 10%. Еще 15 субъектов в этом году заплатят налог 20% от кадастровой стоимости. Остальные 21 территория еще вообще не начинали платить налоги на имущество от кадастровой стоимости.

– Какая ситуация в этом плане в Москве и Московской области?

– В Москве и Московской области в этом году будет утверждена новая кадастровая оценка, причем по всем объектам. И с 1 января 2019 года вернуть переплаченные налоги за три года, в случае если кадастровая стоимость была выше рыночной, уже будет нельзя. Потому что будет утверждена новая кадастровая стоимость, и от нее будет производиться дальнейший расчет имущественных налогов. Также как еще в 33 субъектах РФ, в которых в этом году будут утверждены результаты новой кадастровой оценки. По тем объектам, по которым она будет утверждена, оспорить за три прошлых года и вернуть налоги будет нельзя. Сейчас это можно сделать только за год.

– То есть людям надо спешить?

– Да, до утверждения новой кадастровой стоимости. Но я боюсь, что успеть будет сложно. Пока граждане будут оспаривать, будет утверждена новая оценка.

– Примерно сколько времени может занять процесс оспаривания?

– Быстрее всего это сделать через комиссию при Росреестре – месяц, полтора. Суды – это затяжная история. Но в принципе можно сейчас подать заявление в комиссию и успеть в этом году. Понятно, что в следующем году физлица заплатят еще по старой кадастровой оценке независимо от того, когда будет утверждена новая кадастровая стоимость. Потому что физлица платят на год позже. Это, наверное, самые узловые точки.

Читайте так же:  Неверно выписанный штраф

– На что еще нужно обратить внимания москвичам и жителям Московской области?

– В ближайшее время на 60 дней будет размещен проект отчета по кадастровой оценке. В течение 50 дней можно будет направить в ГБУ замечания по своим объектам. То есть это будет проект отчета, а не утвержденные еще результаты. И каждый сможет посмотреть предполагаемую кадастровую стоимость своего имущества.

– Где будет размещаться отчет?

– На сайте Росреестра в федеральном фонде данных, а также на сайте ГБУ Москвы и ГБУ Московской области. Сам отчет достаточно объемный документ, десятки гигабайт, миллионы объектов оценки, скачать его очень непросто, но посмотреть кадастровую стоимость, набрав кадастровый номер своего объекта, будет возможно. Мы также в ближайшее время откроем сайт, на котором можно будет посмотреть старую и новую кадастровую стоимость, узнать факторы, на основе которых она получена. Предположим, ваш дом посчитали как кирпичный, а он на самом деле панельный; это повод обратиться в ГБУ для исправления ошибки и пересчета кадастровой стоимости. Более того, мы планируем на этом сайте дать возможность налогоплательщику самому поменять характеристики объекта и его окружения, на основе которых была определена кадастровая стоимость. Например, самому поменять кирпич на панель и посмотреть, как изменится кадастровая стоимость. Для физических лиц – это будет бесплатный сервис.

– Но это не означает, что автоматически произойдет перерасчет кадастровой стоимости?

– Конечно, этот перерасчет человек сделает для себя. Он поймет, стоит ли ему прилагать усилия, писать заявление в ГБУ. Возможно, по модели ГБУ кадастровая стоимость квартиры в панельном и кирпичном доме близки. Хотя это неправильно, рыночная стоимость квартиры в панельном доме должна быть меньше, чем в кирпичном при одинаковых остальных характеристиках. Но это уже вопрос, для решения которого нужно обращаться в специализированные организации, которые смогут дать замечания по методологическим вопросам. Если человек разобрался, почему кадастровая стоимость его объекта существенно выше рыночной, то он должен написать заявление в ГБУ, приведя соответствующее обоснование. Например, может быть неверно указан год постройки дома – очень распространенная ситуация. В этом случае нужно направить правильную информацию в ГБУ с приложением копий подтверждающих документов. ГБУ обязано бесплатно исправить ошибки или привести обоснование, почему они не учли замечание. Вопрос лишь в том, чтобы было содержательное рассмотрение заявлений, а не отписки. Правда, это относится и к заявителям, которые пишут много, эмоционально и не по существу.

– Получается, что каждому собственнику надо знакомиться с отчетом?

– Фактически мы должны все становиться ответственными собственниками. Если человека волнуют налоги, которые он платит, то ему самому придется разбираться в этом вопросе. Начинать нужно с проекта отчета не дожидаясь, когда через год придут расчетки с налогом, основанным на новой кадастровой стоимости. Нужно, введя кадастровый номер своего объекта, посмотреть на сайте ГБУ или на сайте ПроверьНалог.

– Но как человеку понять, адекватна или не адекватна кадастровая стоимость его имущества рынку, он же не риэлтор?

– Разумеется, он не риэлтор, тем не менее, у него есть квартира, дом, дача, гараж, земельный участок. То есть та недвижимость, которая продается, покупается. Можно узнать, за сколько сосед продал свою квартиру и сравнить с кадастровой стоимостью своего жилья. Можно посмотреть объявления в Интернете, как это делает большинство людей, выставляя свой объект на продажу. Это нужно, чтобы понять порядок цен, что сколько стоит. Отклонение в 30% вряд ли стоит принимать во внимание, а вот если в разы, то следует бить тревогу. Сотрудники ГБУ вполне могут допустить ошибки, ведь им надо оценивать сотни, тысяч и миллионы объектов. И они, по ряду причин, в том числе от них независящих, не в состоянии пока это сделать качественно.

– Вы сказали, что в этом году только в 35 субъектах ГБУ провели кадастровую оценку, то есть с 1 января 2019 года далеко не везде эта система может реально заработать?

– В этом году в 35 субъектах будут утверждены результаты кадастровой оценки, проведенной ГБУ. Но в трех субъектах – Москва, Московская область, Санкт-Петербург это будет по всем объектам. Объекты капитального строительства оценивали в 11 субъектах, земли населенных пунктов – в 12 субъектах, земли промышленного назначения – в 10 субъектах. Это наиболее проблемные объекты, так как налоги по ним затрагивают основных налогоплательщиков как физических, так и юридических лиц и формируют доходную часть бюджетов. Во многих регионах в этом году проводилась кадастровая оценка только земель сельхозназначения или земель водного фонда – и все. Все остальные оценки будут проводиться в последующие годы. Это затяжная история. Переходный период предусмотрен до 2020 года.

– Хватит ли этого времени?

— Чтобы была проведена качественная кадастровая оценка ГБУ, нужно решить целый комплекс вопросов: в том числе, организовать взаимодействие с муниципалитетами и различными организациями (без этого не обеспечить качественные исходные данные по объектам оценки), собрать информацию по рынку недвижимости, решить кадровые вопросы. Полагаю, ни один еще раз может случиться трансформация этой системы. Например, 334-ФЗ фактически поставил крест на кадастровой оценке имущества физлиц. А зачем она нужна, например, в 28 регионах, которые достигли 60% порога? Независимо от того, как ГБУ оценит объекты, это даст не более 10% в год роста налога.

– Это хорошо или плохо?

– Смотря, что хотим. Если справедливого налогообложения, то плохо. Люди же хотят, чтобы у них были дороги нормальные, имелась развитая социальная инфраструктура. Кадастровая стоимость сегодня имеет большие перекосы как в большую, так и в меньшую сторону. Справедливо, когда платят от качества объекта, если его рыночная стоимость высокая, то его собственник должен платить большой налог. Сегодня такой зависимости нет. На самом деле, кто платил мало – и будет платить мало, хотя недвижимость у него шикарная. Как была у него заниженная кадастровая стоимость, так она и останется. Просто теперь такое положение дел зафиксировали на законодательном уровне.

– Выходит, эта реформа в пользу обеспеченных и богатых?

– Эта реформа в пользу тех, кто не хочет или не может решить вопрос с качеством исходной информации, необходимой для проведения кадастровой оценки. Вместо того, чтобы наладить нормальную систему, ее фиксируют в том же недоработанном состоянии, в котором она есть. На мой взгляд, проиграют все глобально. У ГБУ не будет мотивации для сбора качественной информации для кадастровой оценки имущества физических лиц. Про справедливость налогообложения на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной (по крайней мере по объектам, принадлежащим физическим лицам) можно забыть. Не возникает полноценная система учета и налогообложения имущества на основе кадастровой стоимости, которая уже не должна меняться, а только двигаться в соответствии с рынком. Рынок падающий, значит, кадастровая стоимость снижается и налоги уменьшаются.

– В новой модели такого механизма нет?

— Теоретически этот механизм никто не отрицает, но предел повышения поставили, а снижаться она может. Но кто же будет ее снижать, чиновникам это невыгодно. Поэтому посмотрим, как все будет происходить. Я думаю, что еще не раз будут вносить изменения в законодательство в сфере имущественных налогов и кадастровой оценки.

– В новом законе есть перечень каких-то льгот для граждан?

– Добавлены льготы детям-инвалидам. Среди льготников раньше их не было. Например, если за ребенком зарегистрирован земельный участок 15 соток, то с 6 соток налог не платится. Или если на таком ребенке числится квартира или дом, то с одного объекта каждого вида он налог платить не будет. Причем в законе записано, что эти льготы исчисляются с 1 января 2015 года, и за три года можно вернуть переплаченные налоги.

– Пенсионерам льготы остаются?

– Льготы, которые были раньше, сохраняются. В Налоговом кодексе указано достаточно много категорий льготников, и гражданам надо в них разобраться; под какие они попадают и в каких случаях.

– Не слишком ли много получается льготников. Есть ли тогда смысл вообще в этом налоге?

– Величина налога на землю и имущество физических лиц для государства незначительная. По налогу на землю физлиц государство собирает по всей стране порядка 40 миллиардов рублей. Такая же примерно сумма по налогу на имущество физических лиц. Огромное количество объектов дает достаточно символические деньги в сравнении с доходами федерального бюджета. Поступления от этих налогов крайне необходимы муниципалитетам. Но федеральный бюджет вполне мог бы компенсировать муниципалитетам эти выпадающие доходы, особенно, если учесть, что администрирование этого налога очень дорогостоящее.

– Зачем тогда вся эта затея, зачем эта гигантская машина по сбору налогов?

– Изначально идея была правильная. Налог на имущество – это местный налог. Муниципалитеты должны понимать, что если они создают условия для притока инвестиций, то стоимость недвижимости растет и, тем самым, поступления в бюджет растут. Это действительно так, но не у нас. За границей налоги на недвижимость до 70% формируют бюджеты муниципальных образований. Мы же инструментом развития территорий до сих пор этот налог сделать не смогли. А вот его фискальная функция очень незначительная.

– В чем Вы видите причины неспособности к системному решению вопросов?

– К сожалению, вместо эволюционного пути развития, наше государство, видимо, по старой памяти предпочитает регулярные революции в этой сфере. Вместо того, чтобы системно подойти к проблеме, ее комплексно обсудить со всеми заинтересованными сторонами, взвесить все риски, сделать пилотный проект, посмотреть результаты, внести необходимые коррективы – мы постоянно шарахаемся то в одну, то в другую сторону. Глобальные изменения произойдут, когда люди, живущие в России, поймут, что все зависит только от них самих, и начнут самостоятельно обустраивать собственную жизнь и брать на себя ответственность за принимаемые решения. Тогда в России много что поменяется.

Налог на недвижимость 2019 для юридических лиц в московской области