Федеральный закон об информационной безопасности детей

Центр информационных технологий

Мы уже сегодня делаем то, о чём другие будут думать завтра

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ

Каким опасностям могут подвергаться дети в сети?

1. Сайты для взрослых. Это ресурсы, которые связаны с вопросами интимных отношений и сексом. Наибольшую опасность представляют порносайты и те, которые пропагандируют нездоровый секс, когда интимные отношения представлены в брутальной форме.

2. Запрещенная и нежелательная информация. Сюда относятся материалы о наркотиках, жестокости, расовой дискриминации, финансовых аферах и т. д. Иногда сложно определить такие сайты с первого взгляда, в этом и состоит их опасность.

3. Онлайн игры. Их опасность состоит в том, что очень часто дети глубоко погружаются в виртуальный мир, вытащить из которого их непросто. Такие ситуации вредят психике ребенка, как и игры с сексуальным подтекстом, жестоким сюжетом.

4. Интернет-казино. Эти и подобные ресурсы развивают зависимость к азартным играм, трате больших сумм денег, тягу к воровству.

5. Социальные сети, ресурсы для общения, интернет-ресурсы знакомств. Они опасны тем, что ребенок может познакомиться с человеком, у которого криминальное прошлое, либо который имеет ярко выраженные криминальные намерения. Также в социальных сетях можно «напороться» на аферистов и извращенцев. Есть еще одна сторона медали. Ребенок может увлечься миром онлайн общения, заменяя им занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, встречи с друзьями и даже учебу.

6. Мошенничество. Аферисты очень часто привлекают детей к тому, чтобы выманить деньги. Ведь малыши становятся в их руках слепым орудием.

7. Фильмы ужасов. Всем известно, что детская психика неустойчива, поэтому просматривая страшные фильмы, ребенок может получить психологическую травму.

8. Секты. Заманить малыша в них могут как на улице, так и в сети. На первом этапе обычно ребенка приглашают посетить какой-то Интернет-ресурс, с информацией «поучающего характера». А это могут быть заповеди, техники, медитации, заклинания и другое. На втором – его приглашают лично побывать в секте, пройдя по определенному адресу.

Памятка родителям!

Нормативные документы.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ «О
    внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации,
    причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные
    акты Российской Федерации»
  • Письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»
  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 года г. № 436-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 139-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 29.06.2013 N 135-ФЗ,от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014)
    «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Письмо Минкомсвязи России от 14.08.2012 № 52-165/ВА
    «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03
    «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»
  • Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161
    «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.08.2014 №33555)
  • Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010г. № 436-ФЗ
    «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в отношении печатной (книжной) продукции» (утв. Минкомсвязи России 22.01.2013 № АВ-П17-531)

Что такое персональные данные?

На портале http://персональныеданные.дети/ Вы найдете различные материалы, которые были разработаны специалистами Роскомнадзора, не только для педагогов и родителей, которые хотят помочь детям понять важность конфиденциальности личной жизни при использовании цифровых технологий, но также для молодых людей, которые с легкостью и энтузиазмом используют среду Интернет.

ФЗ об информационной безопасности

Информационная безопасность — эта область науки, которая изучает защиту данных конкретного (государственного или коммерческого) предприятия. Специалисты (аудиторы) проверяют информационные каналы для обеспечения защиты секретных данных.

Все каналы засекреченных данных проверяются на достаточный уровень защиты. Если специалист обнаружит изъян в файловой системе, он должен незамедлительно уведомить об этом руководство предприятия.

Основные законы информационной безопасности

Основные законы, которые относятся к области информационной безопасности:

  • Федеральный закон №152 «О персональных данных». ФЗ регулирует отношения между органами государственной власти во время поиска важных сведений и обеспечивает информационную безопасность персональных данных;
  • Федеральный закон №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». ФЗ регулирует отношения между органами исполнительной власти и определяет методы лицензирования отдельных видов деятельности;
  • Федеральный закон №63 «Об электронной цифровой подписи». ФЗ перечисляет области деятельности, в которых используется электронная цифровая подпись в целях обеспечения информационной безопасности. Например: покупка товаров, оказание услуг и т.д.;
  • Федеральный закон №184 «О техническом регулировании». ФЗ регулирует отношения, которые возникают при производстве различных товаров. Описание технических товаров должно соответствовать их реальным характеристикам согласно положениям об информационной безопасности.

Так же есть Федеральный закон о безопасности 390. Подробности по ссылке:

Описание закона 149

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года. Последние изменения были внесены 27 июля 2017 года.

Настоящий ФЗ определяет порядок по:

  • Применению информационных технологий;
  • Обеспечению данных информационной безопасности.

Основные принципы настоящего ФЗ:

  • Каждый гражданин РФ может воспользоваться поиском общедоступных данных, передавать их или распространять любым доступным ему методом;
  • Доступ к информации может быть ограничен только на основании действующих Федеральных законов об информационной безопасности;
  • Каждое коммерческое предприятие должно иметь информацию о себе в открытом доступе, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом №149 об информационной безопасности;
  • Создание информационных систем и их эксплуатация должно осуществляться на государственном языке;
  • Созданная системная информатизация должна защищаться государством;
  • Данные должны предоставляться каждому гражданину Российской Федерации по запросу;
  • Возможность использования только общедоступной информации. В целях информационной безопасности запрещено запрашивать данные, которые относятся к частной жизни, или их предоставлять.

Закон №109 был создан на основе Конституции РФ и международных договоров РФ.

Владеть данными может не только физическое, но и юридическое лицо. Полномочия обладателя должны соответствовать нормативным правовым актам государственных органов власти и положениям закона об информационной безопасности.

Владелец имеет право:

  • Разрешать или запрещать доступ к данным;
  • Использовать данные или распространять их по своему усмотрению;
  • Передавать данные третьим лицам на основании заключенного между ними договора.

Обязательства гражданина РФ, который владеет информацией, следующие:

  • Соблюдение прав и законных интересов иных лиц;
  • Применение различных методов для обеспечения полученных сведений информационной безопасностью;
  • Ограничение доступа к данным, если эта обязанность устанавливается одним из Федеральных законов.

Информация на территории Российской Федерации передается свободным методом. Если данные зашифрованы, то отправлять их можно только в порядке, предусмотренном законом об информационной безопасности.

Если данные передаются третьим лицам без использования средств массовой информации, то они должны быть достоверными, а указанные сведения обязаны идентифицировать их личность.

Например, владелец интернет-ресурса должен разместить в соответствующей базе данных следующую информацию:

  • Фамилию, имя и отчество;
  • Адрес местожительства;
  • Адрес электронной почты.

Личная информация владельца сайта может потребоваться для написания ему письма или заявления о нарушении законодательных положений.

Закон об информационной безопасности запрещает пропагандировать информацию о войне, религиозной или расовой ненависти, а также других сведений, за передачу которых предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Важные данные органов власти должны быть задокументированы. К оформлению предъявляются требования, установленные федеральным органом исполнительной власти.

Лица, которые нарушили требования Федерального закона №149 об информационной безопасности, могут быть привлечены к ответственности. Также лица, права и законные интересы которых были нарушены, могут обратиться в судебные инстанции для возмещения убытков в виде:

  • морального вреда;
  • защиты чести;
  • достоинства и деловой репутации.

При просмотре интернет-страниц правообладатель может обнаружить информацию, защищенную его авторскими правами. В таком случае он или доверенное им лицо может подать заявление на владельца сайта о нарушении его авторских прав. В этом случае составляется доверенность, которая предварительно заверяется у нотариуса.

Владелец сайта может купить информацию у третьего лица, а автор даже не будет об этом подозревать. В таком случае заявление от автора может быть проигнорировано. Эти положения Федерального закона об информационной безопасности действуют и на лицензиата, который получил лицензию об использовании авторских прав.

Если на интернет-ресурсах неоднократно размещается информация, которая нарушает авторские права других пользователей, органы федеральной власти могут ограничить доступ к этим сайтам. Полный список сайтов, на которые на основании суда были наложены ограничения, представлен на официальном сайте Федерального органа.

Скачайте Федеральный закон №149 об информационной безопасности с внесенными дополнениями по ссылке.

Закон о защите детей от информации

Федеральный закон 436 об информационной защите подразумевает ряд мер, направленных на сохранение здоровья и развития детей. Положения ФЗ 436 не распространяются при этом на следующие виды информационной продукции:

  • научные, научно-технические и статистические данные;
  • недопустимые к ограничению в распространении категории информации согласно ФЗ 149 от 27 июля 2006;
  • сведения, имеющие историческую, художественную или культурную ценность для общества.

Действие ФЗ 436 также не распространяется на рекламу. Скачать Закон о защите информации можно тут:

Описание 436 Федерального закона

Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» принят 21 декабря 2010 года. Структурно он подразделяется на главы, учитывающие следующие вопросы:

  • общие положения Закона об информационной защите детей;
  • классификация информационной продукции;
  • требования к ее обороту;
  • проведение экспертизы;
  • государственный надзор и общественный контроль;
  • ответственность за нарушения.
Читайте так же:  Стаж работы при опекунстве

Общие положения Федерального закона об информационной безопасности детей включают в себя основные понятия и принципы, используемые в документе. Учитываются нормы законодательства, а также полномочия федеральных и региональных органов власти. Отдельно приводится перечень видов информации, которая, по мнению законодателей, наносит вред здоровью и развитию детей.

Классификация информационной продукции подразделяется по следующим положениям:

  • информация для детей до 6 лет;
  • продукция для возраста от 6 до 12 лет;
  • информация для возрастной категории до 16 лет;
  • информационная продукция для подростков от 16 лет.

Требования к обороту информационной продукции предписывают обязательное наличие знака. К информации, предназначенной для теле- и радиовещания, предписываются дополнительные требования. В отдельном порядке регламентируется распространение сведений через информационно-телекоммуникационные сети. Дополнительные требования определяются также для оборота отдельных категорий продукции и для той информации, которая запрещена для детей.

В проведении экспертизы информационной продукции Федеральный закон 436 определяет общие требования к ее осуществлению. Предписывается понятие экспертного заключения, а также правовые последствия информационной экспертизы.

Статьи 20-21 ФЗ 436 определяют принципы государственного надзора, общественного контроля и ответственности за правонарушения в области защиты детей от вредной информации. Заключительные положения документа регулируют порядок его вступления в силу – закон начал действовать 1 сентября 2012 года.

С момента публикации в него были внесены некоторые поправки, нацеленные на устранение неточных формулировок и двоякого толкования законоположений. Последние изменения в Закон о защите детей от негативной информации были внесены в мае 2017.

Скачать закон об информационной безопасности детей

Скачать Федеральный закон 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции, актуальной на июль 2017. Текст, включающий в себя последние изменения, будет актуален для правозащитников, заинтересованных в углубленном изучении законодательства. Также документ будет полезен и для граждан, знакомящихся со своими правами.

Последние изменения, внесенные в 436 закон

Последние изменения в Закон об информационной безопасности детей были введены 1 мая 2017. Поправки были введены в следующие статьи:

  • в пункте 6 части 4 статьи 11 ФЗ 436 в формулировку добавлены слова «и аудиовизуальных сервисов»;
  • в статью 14 была введена часть 3 о необходимости наличия знака информационной продукции у аудиовизуального сервиса.

Отдельно следует рассмотреть положения Закона о защите детей от негативной информации, касающиеся полного и ограниченного ее распространения среди несовершеннолетних. Виды вредной для детского восприятия информации определяются статьей 5 ФЗ 436. Согласно ее положениям полностью запрещается распространять среди несовершеннолетних информационную продукцию:

  • побуждающую детей к совершению действий в ущерб своему здоровью или жизни;
  • способную вызвать желание употребить алкогольные, табачные продукты, наркотики или психотропные вещества, или заняться проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;
  • оправдывающую насилие или жестокость, иное противоправное поведение;
  • отрицающую семейные ценности, неуважение к родным, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения;
  • содержащую нецензурную ругань или сцены порнографического характера.

Не допускается также распространять информацию о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий.

К информации, ограниченной для распространения среди несовершеннолетних, относится следующая продукция:

  • показывающая физическое или психическое насилие, преступление или иное антиобщественное деяние;
  • вызывающая ужас, страх или панику;
  • изображающая половые отношения между мужчиной и женщиной;
  • содержащая ругательные выражения, не относящиеся к нецензурным.

Последние изменения в статью 5 Федерального закона 436 о защите детей от негативной информации вносились 29 июня 2015 года. Они скорректировали редакцию пункта 2 части 2 – была исключена формулировка о пиве и напитках, изготавливаемых на его основе.

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции;

3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

2. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции.

Информационная безопасность детей

В целях наращивания профилактической работы среди детей и молодежи, в том числе за счет увеличения адресного охвата аудитории, Роскомнадзором подготовлены презентации, ориентированные на две целевые возрастные группы несовершеннолетних от 9 до 11 лет и от 12 до 14 лет, со звуком и встроенной анимацией.

Презентация для детей 9-11 лет для использования на уроке: /docs/deti_9-11zvuk.pptx

Презентация для детей 12-14 лет для использования на уроке: /docs/Deti_12-14_zvuk_2.pptx

Указанные презентации и видео размещены на Портале персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в разделе «Мультимедиа» по адресу: https://pd.rkn.gov.ru/multimedia/video114.htm

Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ), регулирующем отношения, связанные с защитой детей от вредной информации. Согласно данному закону информационная безопасность детей – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Закон № 436-ФЗ содержит также ряд других понятий, связанных с информационной безопасностью детей. Назовем основные.

Доступ детей к информации – возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Зрелищное мероприятие – демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в т. ч. посредством проведения театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий.

Информационная продукция – предназначенные для оборота на территории РФ продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Информационная продукция для детей – информационная продукция, соответствующая по тематике, содержанию и художественному оформлению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

Классификация информационной продукции – распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей в порядке, установленном Законом № 436-ФЗ .

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в т. ч. содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Законом № 436-ФЗ .

Информация порнографического характера – информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в т. ч. совершаемого в отношении животного.

Натуралистические изображение или описание – изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах.

Места, доступные для детей, – общественные места, доступ ребенка в которые не запрещены, в т. ч. общественные места, в которых ребенок имеет доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции.

Оборот информационной продукции – предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в т. ч. распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в т. ч. посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в т. ч. сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Законодательство РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включает также Конституцию РФ, Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 13.03.2006 № 8-ФЗ «О рекламе» и иные нормативные правовые акты.

Нормативно-правовое регулирование обеспечения информационной безопасности детей

Цели и задачи обеспечения информационной безопасности детей закреплены, в частности, в следующих нормативных актах:
— Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683;
— Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 05.12.2016 N 646;
— Основных направлениях государственной семейной политики, утвержденных Указом Президента РФ от 14.05.1996 N 712.

Наряду с указанными документами Законом РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» установлена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, включая использование СМИ (в том числе электронного) для распространения:
— уголовно наказуемого контента;
— материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;
— материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих нецензурную брань;
— рецептов и мест приобретения наркотиков и их аналогов и т.д.

Читайте так же:  Где и как узнать свой страховой стаж

Статья 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» обязывает власти предпринимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе:
— от национальной, классовой, социальной нетерпимости;
— рекламы алкогольной продукции и табачных изделий;
— пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства;
— информации порнографического характера;
— информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения;
— распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В Федеральном законе от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» о защите детей от вредной информации установлены требования к распространению информации среди детей, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Нормы, направленные на защиту детей от вредной информации, содержатся и в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
Например, запрещена неэтичная реклама, побуждающая к совершению противоправных действий, с бранными словами; реклама, дискредитирующая родителей и воспитателей, подрывающая доверие к ним, и т.д.

Нарушение этих запретов, в том числе в Интернете, может повлечь административную и уголовную ответственность, а также блокировку сетевых ресурсов. Инициировать указанную процедуру могут сами граждане. Для блокировки ресурсов с детской порнографией, информацией о наркотиках, суициде следует обращаться по адресу: http://eais.rkn.gov.ru/feedback. В случае обнаружения ресурсов с информацией экстремистского характера — в МВД России (http://www.mvd.ru), а также в ФСБ России (http://www.fsb.ru).

Старший помощник прокурора области по надзору
за исполнением законов о федеральной
безопасности, межнациональных отношениях,
противодействии экстремизму и терроризму

Дети в Интернете: методические рекомендации, как обеспечить безопасный веб-серфинг

15 июня 2018 г., 10:45

Методические рекомендации о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», (далее – Рекомендации) разработаны на основе положений:

  1. Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  2. Концепции информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р;
  3. рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие в Совете Федерации 17 апреля 2017 года;
  4. международной практики работы государственных органов по обеспечению защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и саморегулирования в сети «Интернет».

Рекомендации направлены на расширение в Российской Федерации практики внедрения организациями и физическими лицами, осуществляющие деятельность в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», (далее – организациям и физическим лицам) посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений, механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей и направлены на оказание методической поддержки организациям и физическим лицам для эффективного выполнения требований российского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей.

Методические рекомендации носят рекомендательный характер и содержат:

  1. рекомендуемые меры по организации защиты несовершенных пользователей в сети «Интернет», которые включают необходимые мероприятия организационного характера, перечень функций и опций самих сайтов и сервисов для детей и родителей (законных представителей);
  2. принципы организации защиты несовершенных пользователей, которыми организациям и физическим лицам рекомендуется руководствоваться в повседневной работе.

Принципы обеспечения реализации комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»

При реализации комплекса административных и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет», организациям и физическим лицам рекомендуется учитывать международную практику обеспечения информационной безопасности детей:

  1. Статьи 13, 17, 34 Конвенция ООН о правах ребенка обязывает государства-участников обеспечивать разработку «надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию», а также устанавливать необходимые ограничения прав самого ребенка, включая «свободу искать, получать, передавать информацию и идеи любого рода». Статья 19 Конвенции закрепляет обязанность государств принимать «все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке»;
  1. Декларация ЕС принципов саморегулирования в целях безопасности в «Интернет» содержит информацию о принципах работы и необходимых мерах по обеспечения безопасности детей для администраций социальных сетей;
  2. Согласно ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает, что «всякая пропаганда войны», а также «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию»;
  3. П. 5 ст. 9 Палермского Протокола от 2000 года предусматривает введение запрета на производство и оборот материалов, пропагандирующих преступления, связанные с торговлей людьми, включая пропаганду порнографии, эксплуатации проституции, иных коммерческих сексуальных услуг;
  4. Модельный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве», принятый постановлением на четырнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 16 октября 1999 г. N 14-9, в г.36 в статье 15 устанавливает основные гарантии защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Он обязывает органы государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Важно отметить, что Европейский суд по правам человека признал защиту нравственности в демократическом обществе легитимной целью ограничения свободы выражения мнения в соответствии с ч. 2 ст. 10 ЕКПЧ. Суд подтвердил, что государства вправе принимать законы, ограничивающие распространение информации и идей, несмотря на их достоинства «как произведений искусства или как вклада в публичное обсуждение проблем», в том числе устанавливать контроль и классификацию информационной продукции, а при нарушении закона — применять штрафные меры, конфискацию и другие санкции, вплоть до уголовных, когда это необходимо в интересах защиты нравственности и благополучия конкретных лиц или групп лиц (таких как дети), нуждающихся в особой охране в связи с недостатком зрелости или состоянием зависимости.

К правовым основам информационной безопасности детей на территории Российской Федерации можно отнести:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции;
  2. Ст.14 Федерального закона РФ от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которая устанавливает обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В соответствии с приказом Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», требования к административным и организационным мерам, техническим и программно- аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в местах, доступных для детей, а также при предоставлении в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 436-ФЗ доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей.

При этом в целях обеспечения информационной безопасности детей организациям и физическим лицам рекомендуется реализовать комплекс административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Общие положения Методических рекомендаций о реализации мер, направленных на обеспечение безопасности и развития детей в сети «Интернет»

Организациям и физическим лицам, осуществляющие деятельность в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендуется реализовать положения приказа Минкомсвязи России от 16.06.2014 N 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» и нижеуказанный перечень административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:

  1. Издание нормативных локальных актов, направленных на обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и ознакомление с ними ответственных работников;
  2. Осуществление внутреннего контроля за обновлением и соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, принципами и нормами информационной безопасности детей, включая критерии определения информационной продукции (информации), распространение которой на территории Российской Федерации запрещено или ограничено, установленные в действующих нормативных правовых актах Российской Федерации, в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации, а также общепризнанные нормы международного права, закрепленные в международных договорах Российской Федерации и рекомендациях международных организаций;
  3. Обеспечение оперативного рассмотрения претензий, жалоб или запросов органов власти, организаций и граждан Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, включая несоответствие применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких обращений, жалоб или претензий. В случае обращений со стороны органов власти обеспечивать предоставление информации и ответа в сроки, указанные в соответствующем обращении, но не позднее одного месяца с момента получения обращения;
  1. Способствование расследованию преступлений против несовершеннолетних с использованием Интернета либо совершенных непосредственно в сети «Интернет» путем организации необходимых действий, указанных в обращениях органов власти по вопросам расследования данных преступлений;
  2. Разработать специальный раздел, посвященный использованию несовершеннолетними пользователями интернет-продукции и включив положения о правилах для организаций и физических лиц о распространяемой на ее сайте или сервисе информации, для Пользовательского соглашения либо правила использования Интернет-ресурса, сервиса, приложения и т.д.;
  3. Обеспечивать работу служб поддержки и исключения возможности трудоустройства в данные службы кандидатов, которые могут не подходить для работы, связанной с контактами с детьми: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; признанные недееспособными в установленном федеральным законодательства порядке;
  4. Обеспечивать регулярный аудит систем мониторинга и фильтрации запрещенной для детей информации;
  5. Оперативно удалять персональные данные детей, опубликованные на сайте либо сервисе с целью на различных стадиях причинения вреда здоровью и (или) развитию ребенку или группе детей, чьи персональные данные были опубликованы, и направлять информацию о лицах, разместивших данную информацию для вышеуказанных целей, и лицах, участвующих в реализации вышеуказанных целей, в правоохранительные органы с целью привлечения данных лиц к ответственности.
Читайте так же:  Льготы в танковом

Важным аспектом реализации административных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, является повышение информационной компетентности в сфере кибербезопасности детей и их родителей (законных представителей). В связи с этим рекомендуется организациям и физическим лицам, осуществляющие деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», реализовывать следующие меры:

  1. Создавать и размещать на регулярной основе социальную рекламу и реализовывать другие просветительские меры, направленные на пропаганду информационной безопасности среди несовершенных и их родителей (законных представителей);
  2. Разместить информацию о контактах, включая интернет-ссылки и телефоны, соответствующих некоммерческих организаций и органов власти, осуществляющих деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности детства;
  3. Осуществлять сотрудничество с органами власти, образовательными организациями и некоммерческими организациями в целях повышения информационной культуры несовершеннолетних пользователей сети «Интернет» и их родителей (законных представителей) путем осуществления совместных просветительских проектов, создания образовательных ресурсов, разработки рекомендаций и материалов для обучения безопасной работы с сайтами или сервисами и другими целями.

Обмен информацией между пользователями

В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление возможности двум и более пользователям в сети «Интернет» обмениваться информацией в любой форме, например, социальные сети, мессенджеры, сервисы электронной почты и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

  1. Обеспечить внедрение функций приватности, оставив в результатах поиска внутри ресурса либо сервиса и (или) внешних поисковых систем следующую информацию из профилей зарегистрированных несовершенных пользователей: фамилия и имя, одна фотографию, год, месяц и дата рождения;
  2. Обеспечить исключения из публичного доступа неограниченному кругу лиц персональных данных детей в виде геометок, номера телефона и информации об образовательном учреждении, в котором проходит обучение ребенок;
  3. Включение в форму регистрации вопроса о возрасте пользователя и в случае отметки пользователям о недостижении им совершеннолетия предоставление возможности подключения родителей (законных представителей) для совместного управления аккаунтом;
  4. Предоставление пользователям настройки для предварительной модерации комментариев других пользователей перед публикацией в своем профиле;
  5. Обеспечить внедрение функции, позволяющей ограничить взаимодействие детей с запрещенным для детей информационным контентом и включение данной функции по умолчанию;
  6. Разработать механизм родительского контроля, предоставляющий возможность родителям отслеживать список друзей ребенка, его местонахождения и его активности;
  7. Ограничить допуск детей в возрасте до 12 лет до каналов и сообществ, содержащих нежелательный контент для детей, и разработать механизмы предупреждения о нежелательном контенте для остальных возрастных групп до 18 лет в соответствии с возрастной классификацией информацией, предусмотренной Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  8. Исключить для несовершеннолетних пользователей рекламу, ориентированную на вовлечение детей в противоправные действия и в политическую деятельность, и рекламу нежелательного контента для детей;
  9. Разработать функционал, позволяющий авторам при публикации и распространению контента для более двух лиц разместить возрастную маркировку «запрещено для детей», и обеспечить невозможность просмотреть данный материал несовершеннолетними;
  10. Разработать правила для физических лиц и юридических лиц об использовании сайта или сервиса в качестве канала распространения информации для более двух пользователей, объеденных в группы, каналы и другие формы распространения информации.

Информационные сайты

В данную категорию входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, предоставляющие пользователям сети «Интернет» в одностороннем порядке информацию общественного, политического либо другого характера, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

  1. Разместить знак информационной продукции и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции, установленных частью 3 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  2. До просмотра мультимедиа (видео, фотографии, комментарии и другого контента), в котором могут быть запрещенная для детей информация, разместить текстовый или графический знак информационной продукции для предупреждения о недопустимости просмотра данного контента детьми;
  3. При наличии функций, позволяющих пользователям обсуждать и комментировать контент, рядом с каждым сообщением должна быть предусмотрена функция жалобы в администрацию ресурса о нарушении законодательства в сфере информационной защиты детей.

Кроме этого, администрация информационного сайта несет обязанность обеспечивать контроль за распространяемой информацией как на собственном сайте, так и на других сайтах, используемых администрацией информационного сайта.

Интернет-сервисы

В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на предоставление своим пользователям различных товаров и (или) услуг, например, интернет- магазины, приложения, игры и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

  1. При продаже товаров и услуг, ориентированные на детей, в сумме более 500 рублей при оплате должна быть информация о необходимости разрешении родителей (законных представителей) на покупку;
  2. При продаже товаров и услуг, включающие информационный контент, запрещенный для детей и отдельных возрастных категорий в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», администрация обязана запросить информацию о дополнительную информацию о покупателе (Ф.И.О.; возраст; телефон) и в случае недостижения пользователем возраста продажи либо непредоставления данной информации отказать в продаже товара или оказания услуг;
  3. При предоставлении товаров и услуг, ориентированных для взрослых и несовершеннолетних, подробная информация о них должна быть недоступна. Краткая информация должна содержать возрастную маркировку, текстовое предупреждение о недопустимости просмотра данного товара или услуги до момента согласия пользователя об ответственности за последствия просмотра подробной информации;
  4. Разработать методы родительского контроля, позволяющие родителям ознакомится с историей оказанных их ребенку услуг или приобретенных им товарами, настраивать доступные ребенку категории товаров или услуг и ограничить возможности ребенка по получению им возмездных или безвозмездных товаров или услуг.

Поисковые системы

В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, направленные на организацию поиска по запросу пользователя информации в сети «Интернет» и(или) информации в рамках Интернет-ресурса или технического программного решения, на котором организован поиск информации, например, поисковые системы, системы поиска для сайтов и другие, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

  1. Разработать механизм предупреждения пользователей о нежелательном для детей контенте, выдающийся в результатах поиска;
  2. Разработать механизм безопасного поиска, предназначенного для родителей (законных представителей) и позволяющий при включении ограничить допуск несовершеннолетних к нежелательному контенту;
  3. Исключить из результатов поиска персональные данные детей в форме ссылок на аккаунты в социальных сетях;
  4. Использовать средства контентной фильтрации для выявления запрещённой для детей информации.

Ресурсы, содержащие информацию, запрещенную для детей

В данную группу входят Интернет-ресурсы и технические программные решения, публикующие и распространяющие информационный контент, запрещенный для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации, которым рекомендуется реализовать следующие меры:

1. До ознакомления с информацией, публикуемой администрацией и запрещенной для детей в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельными законодательными актами Российской Федерации, пользователь должен пройти регистрацию, указав Ф.И.О., номер телефона и возраст. Дальнейший доступ к информации должен быть доступен только для совершеннолетних граждан и в случае недостижения пользователем возраста администрация обязана отказать в регистрации и ограничить самостоятельно доступ к сайту.

Организациям и физическим лицам рекомендуется исключить рекламу данных Интернет-ресурсов или технических программных решений, включая размещение информации об их работе, контенте и другой информации в сети «Интернет», для неограниченного круга лиц, среди которых могут быть несовершеннолетние пользователи.

Федеральный закон об информационной безопасности детей