Требования к составлению расписания занятий в детском саду

Расписание занятий как организационный документ, определяющий режим работы ОУ

В образовательном учреждении связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе “учитель + ученик” является

расписание занятий – один из основных организационных документов, определяющий работу ОУ

Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ самостоятельно [1]. В практической работе образовательных учреждений используется федеральный базисный учебный план, разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения ( Приложение 1 ):

федеральный компонент – не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный компонент – не менее 10 %;
компонент ОУ – не менее 10 %.

При имеющейся в современных условиях возможности инновационной деятельности, создания авторских программ, изменения набора предметов и введения новых дисциплин, включаемых в учебный план образовательного учреждения, а также изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет часов регионального и школьного компонентов примерного базисного учебного плана возникает опасность перегрузки учащихся. В связи с этим возникает проблема поиска научно обоснованных путей и средств

повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, проблема оптимизации учебных занятий.

Практическое осуществление этого принципа находится в зависимости от целого ряда дидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и прочих условий. Важным элементом организации работы образовательного учреждения является научный подход к составлению расписания занятий. Рационально составленное расписание способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и педагогов, оптимальному использованию учебных помещений образовательного учреждения.

Таким образом, расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу администрации ОУ, ученического и педагогического коллектива, всего учреждения в целом. Оно устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования.

Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания.

Требования к режиму образовательного процесса

В соответствии со ст.28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам:

  • гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

  • часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;
  • продолжительность урока не должна превышать 45 минут;
  • прием в ОУ осуществляется при достижении к 1 сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6 месяцев;
  • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
  • в общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов должно быть организовано в первую смену;
  • в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек;
  • в начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;
  • расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;
  • факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;
  • между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут;
  • в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;
  • для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения;
  • сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;
  • в 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам;
  • для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день;
  • при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов;
  • расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся;
  • расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Основные требования к составлению расписания уроков

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

  • необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми;
  • необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:
    • обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре,
    • создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования;

  • необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных;
  • необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции, работа психологической и логопедической служб, медицинское обслуживание);
  • необходимо учесть материально-технические возможности:
  • предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах, танцевальном зале, для пользования библиотекой,
  • создать условия для эффективного использования технических средств и игровых комнат.

При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса.

Цель расписания уроков – триедина: это

    • создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся;
    • создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей;
    • организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения.

Учет работоспособности учащихся и ее динамики процессе учебной деятельности

Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели. Заместителю директора по УВР – составителю расписания необходимо знать о дневной и недельной кривой изменения работоспособности учащихся и учитывать эти знания при составлении расписания уроков.

По данным врачей представлена следующая таблица ( Приложение 2 ):

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

Требования к составлению расписания занятий в детском саду

При выборе темы проекта, который планируете предложить ученикам, вы руководствуетесь в первую очередь:

Его новизной, необычностью, социальной или научной значимостью

Тем, что он будет интересен самим ученикам и они сразу включатся в работу

Простотой и доступностью в техническом отношении

Тем, что с этой темой есть шанс победить на конкурсе

Тем, что проект позволит детям увидеть конкретные и реальные результаты своей работы

Всего проголосовало: 78

Карелия ждала выхода в финал конкурса «Учитель года» шесть лет!

номер 02, от 8 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Словечко «троллить» прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – «очарование», «колдовство». Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…» Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

Нынешних детей ученые называют так: «дети со спецификой социализации». Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона «О школьной медицине»? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

Наши приложения

Школьное расписание

Нина АЛЕКСЕЕВА, директор школы №7, Сосновый Бор, Ленинградская область: Трудно угодить всем одновременно

Все компьютерные программы по составлению расписания, а мы их специально изучали, далеко не идеальны. Потому что в реальности во главу угла ставится человеческий фактор. Кому-то из педагогов нужно накормить ребенка перед тем, как идти на работу, кому-то помочь больной маме. Кто-то просит «окно» после третьего урока, кому-то «окна» не нужны совсем. Если говорить об учениках, то есть СанПиН, где четко определены требования по составлению расписания, и мы должны эти требования выполнить. Каждый день должен содержать определенный набор предметов, каждый предмет оценивается отдельным количеством баллов. Это все складывается, проверяется. СанПиН нам диктует, какие дни должны быть более разгруженными, какие, наоборот, более загруженными.

Всей этой работой занимается заместитель директора, который составляет расписание, учитывая мнения учителей, требования СанПиНа и пожелания учеников. Ученики, кстати, высказывают их совету старшеклассников. Просят, например, переставить пары, потому что иногда попадают подряд два предмета, скажем, физика и химия, где учителя, влюбленные в свою дисциплину, требовательны в отношении домашних заданий. Ребятам тяжело подготовиться.

Нечего и говорить, составление расписания — занятие интересное, но чрезвычайно сложное.

Юлия СЕМИСАЖЕНОВА, и.о. директора многопрофильной гимназии «Ступени» при Пензенском государственном педагогическом университете имени В.Г.Белинского: Настоящая головная боль

Вопрос оптимизации школьного расписания — достаточно проблемный. Он вызывает много споров. Это настоящая головная боль для администрации любого учебного заведения. И наша гимназия не исключение. С первого взгляда может показаться, что в школе, где в параллели только один класс, сделать удобное для детей и учителей расписание несложно. Но это далеко не так. Наши проблемы не типичны для большинства школ, которые имеют собственное здание и свою материально-техническую базу. Гимназия же занимает лишь часть одного из корпусов педагогического университета. В то же время это позволяет использовать вузовские лаборатории и аудитории, где школьники могут посмотреть, к примеру, физические или химические опыты.

Составляя расписание, мы всегда пытаемся сделать его удобным для наших учеников. И главным критерием, конечно же, становятся санитарные правила и нормы. К примеру, математика, которая имеет самое большое по уровню сложности количество баллов (11), как правило, ставится третьим, четвертым или пятым уроком. Ведь именно эти часы для школьников — самые продуктивные в плане восприятия. В понедельник и в субботу традиционно мы не ставим в расписание сложных предметов. Вторник, среда, четверг, пятница — дни самой напряженной учебы.

Пытаемся составлять расписание и с учетом биоритмов детского организма. К примеру, самый первый урок должен постепенно настраивать школьника на учебный лад, а не резко «загружать» какой-то новой информацией, дабы избежать стрессов и перегрузок.

Самым же непростым вопросом остается составление расписания, удобного для учителей. Ведь у каждого есть свои требования и привычки. Кто-то любит, когда в расписании между уроками есть «окна», другие, наоборот, просят поставить занятия одно за другим. И даже компьютерная программа в таких случаях не помогает. Тем более что в нашей гимназии из 46 сотрудников 18 — преподаватели вуза. И здесь особенно важно составить график таким образом, чтобы их занятия в университете не пересекались с уроками в гимназии. К сожалению, нагрузка в положенные восемнадцать часов в неделю не является оптимальной. Такого объема уроков не хватает для того, чтобы учитель получал более-менее достойную зарплату. Вынужденная мера — брать дополнительные часы, чтобы заработать хоть немного больше. Выходом из такой ситуации могло бы стать действительно значительное повышение заработной платы учителей.

Дать универсальный совет, как оптимизировать расписание, нелегко. В каждой школе всегда есть свои сложности. Конечно же, стоит использовать различные компьютерные программы, внимательно относиться к пожеланиям учителей и совместителей. Но при всем этом никогда нельзя забывать, что школьное расписание часто определяет ритм жизни ученика. И надо обязательно учитывать возрастные и психологические особенности детей.

Максим ВЕРЕВКИН, директор школы №25, поселок Кудряшовский Бор, Новосибирская область: Человек или компьютер?

Когда расписание уроков составляет человек, возникает два неизбежных фактора. Во-первых, каждый учитель влияет на процесс, обращаясь к составителю и выражая свои пожелания. Во-вторых, сам процесс занимает очень много времени.

В течение года обстоятельства меняются, любому педагогу может понадобиться совсем иное расписание уроков. Кроме того, сложно учесть, например, внеурочные мероприятия, изменения в связи с болезнью педагога или чрезвычайными событиями, переносом праздников, олимпиадами, смотрами, проверками и так далее.

Школьное расписание можно составлять и с помощью компьютерных программ. Правда, бывают случаи, когда школы получают программное обеспечение, но не умеют им пользоваться: механически вводят расписание, а машина выдает «окна», ставит неудобное для всех время или же «для удобства» пишет в один день подряд шесть уроков математики. Любую программу нужно использовать с умом, вводить в нее все требуемые факторы, тогда и расписание удастся оптимизировать.

К сожалению, наша школа пока не получила такое программное обеспечение. Мне кажется, что Министерство образования и науки должно позаботиться о том, чтобы вместе с компьютерами школы получали и набор программ. Областной центр информационных технологий очень помог всем школам, создав конструктор школьного сайта. Мы можем сами насыщать его содержанием, обновлять и модифицировать. Возможно, специалисты ОблЦИТ в будущем смогут помочь школам и с программами по составлению расписания уроков, с экзаменами, с расчетом нагрузки. Необходимо добиться того, чтобы все начали пользоваться компьютерными технологиями как отличным инструментом для решения возникающих проблем.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса: учебное расписание

Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем. Речь идет, прежде всего, о центральной нервной системе, зрительном и слуховом анализаторах, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время, правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных процессов у детей. Нервные клетки коры большого мозга детей обладают еще относительно низкими функциональными возможностями, поэтому большие умственные нагрузки могут вызвать их истощение. Кроме того, для успешного обучения необходимо наличие устойчивой концентрации возбуждения в коре. А детям, особенно младшего школьного возраста, свойственны неуравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения при относительно слабых процессах активного внутреннего торможения. Именно этим обусловлена трудность сосредоточиться и сохранять внимание на учебном задании во время урока.

Поэтому очень важный аспект образовательного процесса — правильно составленное расписание, в соответствии с которым в процессе учебы ребенок переходит от урока к уроку. Оптимальная работоспособность учащихся обеспечивается гигиенически рационально составленным рационом расписанием учебных занятий.

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1. чередование разных видов деятельности;

2. распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 урока и 1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6 классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Гигиенические рекомендации к расписанию уроков .

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 — 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования (1- 4 классы) основные предметы должны проводиться на 2 — 3-х уроках, а для обучающихся II (5-9 классы) и III ступени образования (10-11 классы)- на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 — 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2- 4 классов — 2-3 уроках; для обучающихся 5-11-х классов на 2-4 уроках.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.

В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4 уроках.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

С учетом данных требований, родители могут провести анализ, насколько правильно составлено расписание уроков в школе.

Расписание и Роспотребнадзор

Суть предложенного мною варианта решения проблемы «Расписание и Роспотребнадзор»- использование возможностей компьютерного программирования для приведения СанПиН в соответствие с реалиями школы.

Процесс — взаимодействие фирм, разрабатывающих ПО «Школьное расписание», и Роспотребнадзора в ходе разработки ПО, которое может реально работать.

Результат — доработанный СанПиН и согласованное (сертифицированное) ПО «Школьное расписание».

Из моего выступления на областном семинаре директоров вечерних школ в марте 2008 года.

12. О согласовании расписания с органами Роспотребнадзора.
Очень хочется затронуть одну инновацию, затрагивающую все без исключения школы, но вечерние школы особо. Речь идёт о согласовании расписания учебных занятий в новом учебном году с органами Роспотребнадзора на момент приемки готовности школы к новому учебному году.
Поскольку приемка школ области будет этим летом 2008 года проводиться в начале июля, то соответственно согласование расписания надо провести в конце июня, т.е. фактически сразу же после окончания выпускных экзаменов.
Как директору школы мне бы очень хотелось, что бы так было. А уж как мне этого хотелось, когда я шесть лет работал завучем и составлял каждый год это самое расписание. Составил «его родное» в конце июня и в отпуск на два месяца со спокойной совестью. Но ведь не получается, и не потому что не хочется , а потому что в 99% это не реально. В идеальном варианте, да с хорошей компьютерной программой конечно, наверное, возможно. Только вот жизнь далека от идеала и идиллий виртуальной реальности.
Составление расписания – это комплексное решение целого множества задач объединенных единой системой, данные по многим из этих задач просто объективно не могут часто даже существовать на конец июня, т.е. на конец учебного года. Областная августовская конференция самое раннее будет только в середине августа, методических писем о преподавании некоторых предметов в некоторых классах и профилях ещё нет, несколько старых учителей не подписали нагрузку на новый учебный год, сказали летом отдохнут и подумают, одна молодая учительница доработала учебный год и написала заявление об уходе и её ставка вакантна, нет полной ясности два первых класса наберётся или один, сможем мы открыть два десятых или придётся делать один большой и т.д. и т.п. Даже если нет одного параметра — составить настоящее расписание невозможно.
Возможно, подогнать результат задачи под правильный ответ. Любой нормальный завуч знает, что нужно специалисту учреждения Роспотребнадзора, какие требования СанПиНов надо соблюсти, как правильно расставить предметы, чтобы с помощью таблицы Сивкова так построить кривые утомляемости, что бы «комар носа не подточил». И все в таком расписании будет хорошо, и согласовать его можно без проблем, а изъян в этом расписании будет только один — оно будет… не настоящее. Как небыли настоящими подавляющее большинство расписаний согласованных в конце июля, начале августа прошлого года. Большинство директоров и завучей делали вид (ну им то деваться некуда), что они показывают настоящее расписание, а специалисты учреждений Роспотребнадзора делали вид (там тоже глупых то нет, но и у них приказ начальства), что проверяют настоящее расписание.
Нарушение технологии не может привести к хорошему результату, тем более нарушение искусственное. Чтобы с ребёнком всё было в порядке мама должна выносить его в течении девяти месяцев. Существуют, конечно, методы, стимулирующие преждевременные роды, но что-то их не применяют в массовом порядке. «Мол, чего ждать девять месяцев, надо демографическую проблему решать, пусть все рожают в семь месяцев.» Что то не поступают так с детьми , а с расписанием видимо можно.
Можно посчитать, сколько рабочего времени те кто составляет для согласования расписания и те с кем его согласовывают, тратят на эту процедуру. А поскольку и те и другие — работники бюджетной сферы, можно прикинуть во сколько эта «инновация» обходиться государству и следовательно налогоплательщикам, т.е. каждому из нас.
А посчитав , перечислять эту сумму на неотложные платные операции тем детям нашей области, которым не может помоч наша страховая медицина А в конце концов вычесть эти средства из зарплаты того чиновника , который всё это придумал.
Я пытался выяснить кто автор данного областного нововведения, не смог. Корпоративная этика сыграла свою роль. Одно могу сказать совершенно определённо – человек этот только думает, что он разбирается в проблемах образования (как собственно и более половины взрослого население думает, что знает о воспитании всё и может дать другой половине совет что делать). Но самое печальное, что он думает, что с помощью приказа можно решить и жизненную проблему и технологическую. К чему это приводит только из недавней нашей истории можно привести большое количество примеров.
Отдельного упоминания заслуживает основной измерительный инструмент, которым пользуются при приведении расписания к требованиям СанПиНов – это таблица « И.Г. Сивкова (1975
г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.»
Рекомендуемое Приложение №6 к САНПИН 2.4.2.1178-02 это клубок сплошных противоречий. Наверное, разработчики СанПиНов поэтому и не стали делать положения этого приложения четкими параграфами, а оставили рекомендациями.
Обратим внимание на два противоречия.
Первое. Вначале «Гигиенических требований к расписанию уроков» (это и есть Приложение №6) говориться : Современными научными исследованиями установлено…», а затем прелагается таблица И.Г.Сивкова с указанием года её происхождения – 1975-й. В 1975 году таблица была уже принята, значит, исследования по её созданию проводились ещё раньше. Можете, что угодно со мной делать, но я не могу назвать исследования, пусть и научные, начала второй половины прошлого века – современными. Создатели СанПиНов делают это с легкостью, а нас в приказном порядке заставляют им следовать
Однако разработчиков СанПиНов необходимо очевидно похвалить, так как здесь же они пишут: «Дополнением к таблице И.Г.Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений. » Значит, каждый, кто проведёт опрос может дополнить таблицу? Позвольте, но это значит, что каждый (кто, конечно, правильно проведёт опрос и красиво оформит результаты) может внести дополнение в Санитарные Правила и Нормы. В те самые за невыполнение которых, штрафуют директоров школ.
Второе противоречие. В Приложении 6, в предпоследних двух абзацах утверждается, что ( в первом абзаце) расписание составлено верно если пик нагрузки приходится на вторник и (или) среду – это для 9 – 11 классов, а сразу же за этим (во втором абзаце) написано, что расписание составлено верно если пик нагрузки приходится на вторник и четверг, а среда разгружена- это для 5 – 11 классов.
Возникают вопросы : « Разве 9 – 11 классы из первого абзаца отличаются от таких же , но во втором ? Если это опечатка , почему она тиражируется много лет ?». Если опечатки нет, то необходимо очевидно выпустить комментарии к Приложению 6, которые бы объясняли логику его построения, так как логика здравого смысла или математическая здесь не подходят .
Вывод, который полезно сделать из этих рассуждений может быть таков, что надо бы провести серьёзную работу по приведению к элементарному логическому порядку хотя бы вот таких основополагающих для здоровьясбережения наших учеников документов
И, наконец, причём тут вечерние школы. Лично я считаю – практически не при чём. Но меня ,как и всех директоров школ в прошлом году к приёмке школы к новому учебному году в рекомендательно-приказном порядке обязали согласовать расписание с органами Роспотребнадзора. Согласовать « по доброму, т.е. «я делаю вид, что расписание настоящее …» и т.д. не получилось. Я обратился к руководителю « Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области», так полностью называется Роспотребнадзор, с просьбой дать разъяснения по использованию этого самого Приложения 6 к СанПиНам. « Если у нас школа взрослых, а в этих самых «Гигиенических требованиях к составлению расписания уроков» написано , что это для «детей школьного возраста», то как нам быть ?» И получил официальный ответ. Цитирую: «…расписание занятий для детей в возрасте от 15 до 18 лет при очной форме обучения в Вашей школе , должно быть составлено в соответствии с санитарными правилами и нормами».
Даже после этого возник маленький нюанс. В 9-м классе были сдвоенные уроки и на это было указано как на недостаток для расписания II ступени , хотя минимальный возраст учащихся там был 16 лет.

Статья на тему:
Расписание непосредственной образовательной деятельности

Составлением расписания непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) для каждой возрастной группы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) занимается заместитель руководителя ДОУ (старший воспитатель) совместно с воспитателями групп.

Расписание НОД составляется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса в конкретном детском саду.

Предварительный просмотр:

Расписание непосредственно образовательной деятельности

Составлением расписания непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) для каждой возрастной группы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) занимается заместитель руководителя ДОУ (старший воспитатель) совместно с воспитателями групп.

Расписание НОД составляется в соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса в конкретном детском саду.

Независимо от того, какая примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования реализуется в ДОУ, при составлении расписания НОД рекомендуется учитывать следующие обязательные позиции в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26:

общий объем непосредственно образовательной деятельности в неделю;

продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня;

распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и вторую половину дня);

перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование;

образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности;

формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.

Составленное расписание НОД является документом, входящим в основную общеобразовательную программу ДОУ, который утверждается на педагогическом совете , заверяется руководителем и обязателен для выполнения каждым участником педагогического процесса.

Учитывая, что каждое ДОУ имеет свои особенности (видовое разнообразие, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс) единого расписания для всех ДОУ быть не может, а существующие образцы могут служить лишь ориентиром при составлении расписания НОД в конкретном ДОУ.

Рекомендации по составлению расписания

В образовательном учреждении (ОУ) связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе «учитель + ученик» является расписание занятий – один из основных организационных документов, определяющих работу школы.

Современная школа предоставляет много возможностей для инновационной педагогической деятельности, создания авторских программ, введения новых учебных предметов или курсов, изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет гимназического или школьного компонента. При этом возникает опасность перегрузки учащихся. Этот процесс уже наблюдается в настоящее время в некоторых ОУ, особенно с углубленным или расширенным изучением предметов.

Таким образом, расписание занятий в ОУ является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу администрации ОУ, ученического и педагогического коллективов, всего учреждения в целом. Оно устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования.

Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания.

Основные требования к составлению расписания уроков. Цель расписания уроков триедина:

— создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся;

— создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей;

— организация нормального эффективного режима функционирования ОУ.

Оценочная шкала расписания уроков. В качестве гигиенической оценки расписания уроков можно использовать ранговую шкалу трудности:

Требования к расписанию уроков

Гигиенические требования к расписанию уроков.

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на 2-3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени — на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2-4 уроках в середине учебной недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которой трудность каждого предмета ранжируется в баллах.

Дополнением к таблице И.Г. Сивкова могут служить данные опроса обучающихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, новые для них предметы. Указанные предметы следует оценивать не менее чем в 10 баллов. При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

К такому распределению недельной учебной нагрузки следует стремиться при составлении расписания для 9-11 классов. Для обучающихся в 5-11 классах распределять учебную нагрузку в недельном цикле следует таким образом, чтобы ее наибольшая интенсивность (по сумме баллов за день) приходилась на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Неудачное расписание уроков

Неудачное расписание уроков. Школьные проблемы. Образование детей. На настоящий момент письмо в адрес администрации составлено, подписано большинством родителей, ссылки на соответствующие требования и рекомендации СанПинов даны.

О школе и первых уроках самостоятельности

1 сентября 2015 года моя дочь Саша, как и тысячи других детей, отправилась в первый класс. Как и многим другим мамам, мне пришлось тщательно подготовиться самой и подготовить всех домочадцев к грядущим переменам, некоторые из которых стали настоящим сюрпризом для нашей семьи. Прежде всего, у нас кардинально изменился режим. Я встаю раньше всех, так как не хочу собираться в суете, готовлю завтрак, потом бужу мужа и детей.. Мы завтракаем, болтаем, обсуждаем планы на день, дети даже успевают.

РАСПИСАНИЕ НЕДЕЛИ ДЕТСКОЙ КНИГИ в РГДБ 21.03.2015 — 29.03.2015

21 марта (суббота) 12.00–13.00 Урок орнитологии «Совы большие и маленькие». Изд-во «Редкая птица» 4+ (Комната 221) 12.00–14.00 Урок макетирования. Студия «Летал Шагал» 3+ (Выставочный балкон 2 этажа) 12.00–14.00 Урок мультипликации. Центр развития личности «Миллениум» 8+ (Малый выставочный зал) 12.00–13.00 Урок литературы. Читаем и обсуждаем «Сказки тегумайского племени» из сборника «Сказки слово в слово» Редьярда Киплинга. Изд-во «Октопус» 8+ (Комната 234) 13.00–14.30 День Святого Патрика.

учебная нагрузка в 1-ом классе

Ребенок поле школы просто никакой плюс накрывается музшкола, в которую ходим давно и успешно, так как расписание групповых занятий у них построено из рассчета 4-х уроков у первоклашек. Что делать? На родительсом собрании было сказано, что ИКТ- требование .

Нормативы установки пандусов. Как инвалиду бесплатно установить пандус.

Здравствуйте уважаемые читатели журнала. Как известно, пандусы для инвалидов в нашей стране являются проблемой: либо их нет вообще, либо они установлены не по нормативу. Нормативом является наклон пандуса не более чем 30°, а многие из них установлены даже под углом в 45°. Представьте себе ситуацию, когда человек в инвалидной коляске с ручным приводом, такой как Motus 43, пытается подняться на такой пандус. Коляска сама по себе удобная и очень хорошо подходит для езды на ней человеку с.

Родители первоклассников, как столкнулись в внеурочкой?

Требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Полная программа, только график уроков подстроен под расписание тренировок и соревнований.

10 шагов к любимой работе. Как начать действовать?

Как сделать так, чтобы работа превратилась из выматывающего мероприятия в источник сил и вдохновения? Как сменить работу и начать получать от нее удовольствие в кратчайшие сроки? Как бороться со страхами и ограничивающими убеждениями, которые непременно всплывают, как только вы решитесь поменять что-то в своей жизни? Как повысить уверенность? Если вы задаете себе эти вопросы, то вы заглянули на этот сайт по адресу. Я подготовила для вас небольшую серию статей, в которой раскрою какие 10.

Девочки, проконсультируйте по школьным экскурсиям

Для ее организации возможно изменение расписания уроков. В случае, когда экскурсионная деятельность является составной частью внеурочного обучения в рамках учебного плана, или формой внеурочной деятельности, то экскурсии проводятся вне расписания уроков .

Расписание уроков своими руками

Вот и подходит к завершению вторая учебная неделя. А ведь вроде только вчера мы волновались о предстоящей школе, учили стихи и песни. А сегодня, во многих школах учебная жизнь уже вошла в свое русло. Администрация уже определилась с расписанием уроков и пришла пора сделать это самое расписание уроков и повесить на видном месте, рядом с рабочим столом школьника. Зачем в принципе нужно расписание уроков на стене, когда ребенок каждый день пишет его в дневнике? Дома ребенок расслабляется.

Ходить ли в школу с переломом руки?

Моя дочка учится во втором классе. Учится неровно, все зависит от того, прошли мы заново школьный материал дома или нет. А в прошлые выходные у нас случилась беда: Тая сломала левую руку в локте. Перелом не перелом — трещина, но от этого не легче. Ей наложили гипс от шеи до кончиков пальцев. Сегодня подтвердили, что ходить нам с ним еще пару недель. И что теперь делать с посещением школы? Писать она может, смотреть и слушать тоже. Но рука зафиксирована, как одеваться в такой ситуации? Как.

Дорогие родители! Вашему чаду уже шесть лет. Вот вы и подошли к первой ступеньке обучения вашего ребенка. Но к этому необходимо отнестись очень серьезно: выбор учебного заведения, стиля обучения и взаимоотношений с ребенком (особенно в этот период). Рассмотрим подробнее каждый из пунктов, которые смогут облегчить адаптацию ребенка на данном этапе его юной жизни. Выбор учебного заведения — один из первых вопросов, которые ставят перед собой родители. Его сделать можно лишь ,проанализировав.

Бесплатное пробное занятие в Сети детских клубов «Азбука»

Детский клуб-Школа раннего развития «Азбука» (сеть детских клубов) приглашает посетить 1 пробное занятие бесплатно! До 31 января 2012 года наш Клуб проводит НОВОГОДНЮЮ АКЦИЮ на посещение 1 пробного занятия БЕСПЛАТНО. Для этого Вам надо заполнить купон на нашем сайте в разделе «СКИДКИ» [ссылка-1] . Важно отметить, что заполненный купон будет действовать до 30 августа 2012 года. Вы можете посетить бесплатное пробное занятие в любой удобный для Вас период. Запись на пробное занятие.

У каждой обучающей методики есть свои →

У каждой обучающей методики есть свои достоинства и недостатки, и неопытным родителям было бы полезно узнать заранее, что именно приобретет или потеряет их чадо на том или ином пути. В нашей стране известно четыре способа обучения чтению: буквосослагательный метод аналитико-синтетический метод складовый метод метод целых слов Неопытные родители очень часто пользуются буквосослагательным методом. Принцип его прост: сначала ребенок заучивает названия букв, а затем пытается соединить их в слоги.

2-ой класс 5 уроков каждый день.

. врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий.

Новый СанПин. Правильно ли я поняла, что

Вернее, требованием посещать. У нас их и так полно. Сказали, что по новому закону имеют право ставить седьмой урок. А если лично не прийти, то не выпускают из школы физически, пока не закончатся все уроки, в том числе прописанные в расписании кл.часы и прочая лабуда.

Нагрузка в 5 классе?

поняла же,что он не толлько может,но и успешен. Просто ему нужно время привыкнуть к требованиям .. 13.09.2011 15:48:10, =СветА™=. у моей пока не установилось расписание, но меньше 6 уроков не будет, собственно и в прошлом году было по 6 уроков.

Установите свои правила для няни. Часть 1

Перед тем, как няня начнёт работу, помимо необходимой информации, которую Вам непременно следует ей сообщить (см. список в предыдущем посте), Вы также можете сформулировать свои требования к ней, чётко обозначить её обязанности и таким образом свести к минимуму недоразумения. Исходя из своей практики, а также анализируя опыт других мам, я подготовила ещё один интересный список. 1. График работы. Прописать, какие дни недели являются рабочими, количество рабочих часов в день или, возможно.

Вступают в силу новые СанПиНы для школ

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного.

Продолжение
С целью сохранения здоровья и удовлетворению естественной двигательной активности независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается. Рекомендуется включать в расписание предметы двигательно-активного характера, такие как хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм.

Для предупреждения переутомления в течение недели, обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Во время уроков необходимо чередовать различные виды учебной деятельности. Средняя непрерывная продолжительность одним видом деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 — 4 классах не должна превышать 7 — 10 минут, в 5 — 11 классах — 10 — 15 минут.

Рекомендации при работе в тетради и с книгами: расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 — 35 см у обучающихся 1 — 4 классов и не менее 30 — 45 см — у обучающихся 5 — 11 классов.

В документе также указано, что важнейшим оздоровительным фактором является правильно организованное и рациональное питание детей. При организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов.

Вес ранцев регламентируют.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

для учащихся 1 — 2-х классов — не более 1,5 кг;

для учащихся 3 — 4-х классов — не более 2 кг;

для учащихся 5 — 6-х — не более 2,5 кг;

для учащихся 7 — 8-х — не более 3,5 кг, 9 — 11-х — не более 4,0 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.

Рекомендации к выполнению домашних заданий

При выполнении обучающимися домашних заданий следует соблюдать следующие рекомендации:

— приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;

— начинать самоподготовку в 15 — 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;

— ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.;

— учащимся 1-х классов рекомендуется не задавать домашнее задание;

— предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;

— предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;

— проводить «физкультурные минутки»

— предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).

(СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва,)

Помогите защитить ребенка от физкультуры

Если цель — обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста.

Меньше физкультур не сделают, имхо, 2 — стандартное количество, предусмотренное образовательным минимумом. Больше — можно, меньше — нет.

Если цель — обезопасить всех детей, единственный вариант, который я вижу в данной ситуации, это заставить администрацию школы изменить расписание уроков так, чтобы одновременно занимались классы примерно одного возраста. Если администрация не пойдет на контакт — идти выше.

Если цель — только свой ребенок, то искать с независимым врачем (не связанным со школой, не районным) такой диагноз для ребенка, который позволит получить освобождение от физ-ры на какое-то время.

Программы 5 класса: 1543, 1514 и 192

Как детям такое расписание ? Что они такое делают на литературе 7 уроков в неделю? а Вы бы согласились с тем, что в 1543 довольно жесткий подход к детям, большие требования, сильная компетенция между детьми, настрой на то, что «если у тебя не 5, то ты лузер» ?

Требования к составлению расписания занятий в детском саду
Читайте так же:  Как повышается пенсия в августе