Экспедиция лицензия

Лицензия на перевозку. Субъекты договора транспортной экспедиции

Из определения договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК) усматривается, что в качестве сторон этого договора выступают клиент и экспедитор. В главе 41 ГК отсутствуют нормы, предусматривающие какие-либо специальные требования к участникам договора транспортной экспедиции.

В качестве клиентов по договору транспортной экспедиции могут выступать как организации, так и физические лица, заинтересованные в транспортно-экспедиционном обслуживании и отвечающие общим требованиям правосубъектности, предъявляемым ко всякому участнику гражданского оборота (правоспособность и дееспособность). Правда, круг клиентов применительно к конкретному договору транспортной экспедиции значительно сужается за счет того, что физическое или юридическое лицо, являющееся клиентом по указанному договору транспортной экспедиции, одновременно должно иметь статус грузоотправителя или грузополучателя экспедируемого груза. Это означает, что при отсутствии договора транспортной экспедиции транспортировка груза осуществлялась бы на основании прямого договора перевозки, который клиент-грузоотправитель должен был бы заключить с перевозчиком, а клиент-грузополучатель выступал бы по этому договору как лицо, управомоченное на получение груза. На данное обстоятельство указывает, в частности, В.А. Егиазаров, который подчеркивает необходимость того, чтобы «клиент был отправителем или получателем груза при взаимоотношениях с транспортными организациями» .

Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М., 2002. С. 171.

В связи с этим представляются необоснованными встречающиеся в современной юридической литературе попытки расширить круг субъектов договора транспортной экспедиции за счет отказа от обязательности такого признака, как их роль грузоотправителя (грузополучателя) в отношениях с транспортными организациями. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: «Клиентами по договору могут быть любые лица (прежде всего отправитель и получатель груза, а также его собственник), заинтересованные в получении экспедиционных услуг» . Такой взгляд на клиента по договору транспортной экспедиции не корреспондирует обязательному признаку предмета этого договора, а именно: неразрывной связи оказываемых по нему транспортно-экспедиционных услуг с перевозкой груза.

Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 414 — 415.

Вторым участником договора транспортной экспедиции, предопределяющим специфику этого договора и необходимость признания его самостоятельным гражданско-правовым договором, является экспедитор, на котором лежит обязательство по выполнению или организации выполнения для клиента соответствующих услуг, связанных с перевозкой груза.

По поводу этого участника договора транспортной экспедиции те же В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев указывают: «Экспедитором может быть как специализированная организация (иное лицо), так и обычный перевозчик (например, структурное подразделение транспортного предприятия). Как и в договорах поручения, комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено договором экспедиции» . Конечно же, правовое положение экспедитора в договоре транспортной экспедиции и круг проблем, связанных с определением его статуса в указанных правоотношениях, далеко не полностью определяются приведенной здесь характеристикой, которая к тому же страдает некоторыми неточностями. В частности, в качестве экспедитора никак не может выступать «структурное подразделение автотранспортного предприятия», которое вообще не является юридическим лицом и по этой причине не может признаваться субъектом каких-либо гражданских правоотношений. Кроме того, вызывает большие сомнения приравнивание экспедитора к субъектам представительских сделок (поручения, комиссии, агентирования) с точки зрения их возможностей по привлечению к исполнению своих обязательств третьих лиц.

Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 415.

Гораздо более содержательным было описание правового положения экспедитора в договоре транспортной экспедиции в юридической литературе советского периода. В то время велась оживленная дискуссия по двум вопросам, относящимся к правовому статусу экспедитора.

Во-первых, отсутствовало единое мнение по вопросу о том, может ли выступать экспедитором транспортная организация, осуществляющая перевозки грузов, либо в таком качестве следует признавать исключительно специализированные экспедиционные организации. Например, О.С. Иоффе утверждал: «Функции экспедиторов могут выполнять только специализированные организации» . О целесообразности участия в отношениях по транспортно-экспедиционному обслуживанию специализированных организаций писал в то время также В.К. Андреев: «Практика осуществления транспортно-экспедиционного обслуживания экспедиционными предприятиями как автомобильного, так и железнодорожного транспорта свидетельствует о большой экономической эффективности централизованного обслуживания предприятий и организаций. Кроме того, экспедитор имеет возможность маневрировать своими механизмами, рабочей силой и тем самым ослаблять напряженность с вывозом грузов со станций и из портов, так как, сосредотачивая в своих руках транспортно-экспедиционную работу с грузами клиентов, он имеет реальную возможность осуществлять планомерный вывоз и завоз грузов по графикам, согласованным с организациями железнодорожного, водного, воздушного транспорта» .

Иоффе О.С. Указ. соч. С. 547.

Андреев В.К. Указ. соч. С. 8.

Х.И. Шварц допускал участие в отношениях, возникающих на основании договора транспортной экспедиции, в качестве экспедиторов как специализированных экспедиторских организаций, так и транспортных организаций, выступающих в роли перевозчиков грузов. В связи с этим он указывал: «Развитие транспорта привело к созданию экспедиции. С одной стороны, экспедиция специализировалась и породила договор об организации перевозок (о полном экспедиционном обслуживании), с другой — она стала неотъемлемым элементом транспортного процесса, в котором за ней закреплена роль дополнительной к перемещению грузов услуги. Это свидетельствует о неосновательности попыток отрыва экспедиции от перевозки и, наоборот, подтверждает неразрывную связь этих элементов транспортного процесса» . В первом случае Х.И. Шварцем договор транспортной экспедиции с полным транспортно-экспедиционным обслуживанием отождествлялся с договором об организации перевозок, а экспедитор рассматривался в качестве перевозчика по этому договору. Применительно ко второй ситуации, когда экспедиционные обязательства рассматривались в качестве дополнительных при перевозке груза, Х.И. Шварц ратовал за наделение соответствующими функциями по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей организаций автомобильного транспорта .

Шварц Х.И. Указ. соч. С. 165.

См. там же. С. 150.

Во-вторых, широко обсуждался вопрос о допустимости для экспедитора, вступающего в правоотношения с третьими лицами (например, с перевозчиком груза), действовать от имени клиента и по его доверенности. Наиболее категоричную позицию по этому вопросу занимал М.Е. Ходунов, который по этому поводу писал: «Применение термина «экспедитор» к организациям, действующим за счет клиентов, но от своего имени при отправлении грузов и приеме их от перевозчиков, является правильным с точки зрения приоритета. Наоборот, присвоение названий экспедиторов и экспедиционных контор тем организациям, которые действуют от имени клиентов, является результатом упрощения понятия договора экспедиции и стремления организаций, называемых «экспедиционными», упростить выполнение своих задач по обслуживанию клиентов и снизить свою ответственность» . Прямо противоположную точку зрения по этому вопросу высказывал Е.М. Ворожейкин, который полагал, что экспедитор во всех случаях должен выступать от имени клиента .

Ходунов М.Е. Указ. соч. С. 156.

См.: Ворожейкин Е.М. Обязательство по транспортно-экспедиционному обслуживанию. М., 1957. С. 87 — 90.

Рассматривая эти две крайние позиции, О.С. Иоффе признавал обоснованность обеих точек зрения, но каждой из них — для определенных ситуаций. «Если иметь в виду частичное транспортно-экспедиционное обслуживание, — отмечал О.С. Иоффе, — то нельзя не признавать правильной точку зрения Е.М. Ворожейкина. При таком обслуживании экспедитор либо вообще не мог бы выступать от собственного имени, либо это было бы крайне затруднительно. Однако при полном экспедиционном обслуживании, когда груз отправляет и получает один и тот же экспедитор, не только нет препятствий для осуществления его от имени экспедитора, а наоборот, это значительно облегчает экспедиционную работу, не говоря уже о внешнеторговых операциях, где такая форма деятельности наиболее приемлема. Вот почему вообще отрицать возможность совершения экспедитором юридических действий от собственного имени. нет достаточных оснований» .

Иоффе О.С. Указ. соч. С. 548.

Современная трактовка договора транспортной экспедиции и его легальное определение (п. 1 ст. 801 ГК) исходят из того, что договором может быть предусмотрена обязанность экспедитора заключить договор перевозки груза как от имени клиента, так и от своего имени. Таким образом, этот вопрос, вызывавший дискуссии в советский период, нашел оптимальное решение в действующем законодательстве: сами стороны договора транспортной экспедиции (клиент и экспедитор) на основе свободного волеизъявления должны определить порядок заключения экспедитором договоров перевозки и совершения им иных юридических действий.

Несмотря на то что в главе 41 ГК не содержится каких-либо специальных требований, предъявляемых к экспедитору, сам набор услуг, связанных с перевозкой грузов, которые экспедитор должен в соответствии с договором транспортной экспедиции выполнять для клиента, круг его обязанностей, а также тот факт, что указанные услуги оказываются клиенту за вознаграждение (п. 1 ст. 801 ГК), не оставляют сомнения в том, что транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой один из видов предпринимательской деятельности. А предпринимательской деятельностью без каких-либо ограничений могут заниматься, как известно, лишь те юридические лица, которые действуют в форме коммерческой организации, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Следовательно, в качестве экспедитора по договору транспортной экспедиции может выступать либо коммерческая организация, либо индивидуальный предприниматель.

Кроме того, транспортно-экспедиционная деятельность относится к числу лицензируемых видов предпринимательской деятельности, поэтому экспедитор должен располагать лицензией на занятие транспортно-экспедиционной деятельностью. Необходимость лицензирования деятельности экспедитора, помимо всего прочего, объясняется ее неразрывной связью с процессом транспортировки грузов, а следовательно, и задачами обеспечения безопасности транспортного процесса .

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (ст. 7) предусмотрено, что транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц подлежит лицензированию «в целях обеспечения безопасности дорожного движения» (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873).

В ряде случаев лицензированию подлежат и отдельные операции, которые входят в круг обязанностей экспедитора по договору транспортной экспедиции. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 447 «О лицензировании перевозочной и другой деятельности, осуществляемой на морском транспорте» было утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах. Согласно названному Положению им определен порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лицензирующим органом в этой области предпринимательской деятельности признано Министерство транспорта Российской Федерации. Срок действия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах составляет пять лет.

СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2590.

Положением сформулированы так называемые лицензионные требования и условия при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, к числу которых относятся, в частности, следующие требования: осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами по безопасности производства грузовых операций в морских портах и порядком, установленным в этих портах; наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании производственных объектов (гидротехнические сооружения, плавучие краны и иные плавучие сооружения, крытые и открытые грузовые склады и подъемно-транспортное оборудование), используемых при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности; наличие среди работников лицензиата должностного лица с высшим или средним профессиональным морским образованием, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; наличие у руководителей и специалистов, связанных с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности, высшего или среднего профессионального морского образования, у докеров — соответствующей квалификации; обеспечение лицензиатом соответствия гидротехнических сооружений, используемых им для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, требованиям безопасности; соблюдение лицензиатом правил эксплуатации подъемно-транспортного оборудования при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах; обеспечение плавучих кранов и иных плавучих сооружений, используемых лицензиатом для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, судовыми документами, выдаваемыми органом регистрации судов и органом технического надзора и классификации судов; предоставление лицензиатом в лицензирующий орган сведений об изменении состава производственных объектов, заявленных им для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности, не более чем в 30-дневный срок.

Читайте так же:  Освещение наружное требования

Для получения лицензии соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;

фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;

лицензируемой деятельности, которую соискатель лицензии намерен осуществлять;

б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

д) копию диплома об окончании морского учебного заведения должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах;

е) сведения о плавучих кранах и иных плавучих сооружениях, а также копии судовых документов: свидетельств о праве плавания под государственным флагом, о праве собственности, о годности к плаванию и классификационного свидетельства. В случае если лицензиат не является собственником плавучего крана и иного плавучего сооружения, представляется копия документа, подтверждающего использование плавучих кранов и других плавучих сооружений на ином законном основании;

ж) копию декларации о готовности к эксплуатации гидротехнического сооружения;

з) копии документов, подтверждающих квалификацию работников лицензиата.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

В целях установления соответствия соискателя лицензии и принадлежащих ему или используемых им производственных объектов лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган имеет право запросить у соискателя лицензии сведения, подтверждающие соблюдение им лицензионных требований и условий, или провести проверку на предмет их соблюдения непосредственно либо через находящиеся в его ведении контрольные органы.

Лицензирующий орган ведет реестр выданных лицензий, а также проводит проверки (плановые и внеплановые) соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий.

Как видно из анализа Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах, объем требований, предъявляемых к коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, таков, что практически исключает для экспедиторских организаций возможность непосредственного осуществления погрузочно-разгрузочных операций в морских портах. Видимо, такой деятельностью должны заниматься специализированные организации, а оптимальным вариантом экспедиционного обслуживания является заключение с ними экспедитором (морским агентом) договора возмездного оказания услуг (от своего имени или от имени грузовладельца).

В юридической литературе подчеркивается также необходимость для экспедиторов сертификации оказываемых ими услуг. Так, В.А. Егиазаров указывает: «Экспедиционные услуги подлежат обязательной сертификации. Объектами сертификации являются процессы оказания услуг, оказываемых до приема и после выдачи груза, в пути следования при перевозке грузов на различных видах транспорта. Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования обеспечения безопасности на транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителями, могут подвергаться добровольной сертификации. Отказ экспедитора от обязательной сертификации экспедиционных услуг, отрицательный результат сертификационных услуг влекут за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности» .

Егиазаров В.А. Указ. соч. С. 170.

Вместе с тем рассмотренные требования, предъявляемые к экспедитору и транспортно-экспедиционной деятельности, носят абстрактный характер и их соблюдение является необходимой предпосылкой для того, чтобы соответствующая организация или индивидуальный предприниматель могли выступить в конкретных договорных отношениях по транспортной экспедиции в качестве стороны соответствующего договора.

Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. Экспедитором может быть юридическое лицо или гражданин-предприниматель, имеющие лицензию на оказание подобного рода услуг.

Транспортная экспедиция. Статья 801. Договор транспортной экспедиции.
1. В п.1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п.1 ст.105 Основ ГЗ.
Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с.

Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и.
договорам перевозки грузов обязательные и дополнительные транспортно-экспедиционные.

экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением. сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности

Экспедиция лицензия

Предприятие заключило с транспортной организацией «договор на перевозку», по которому она обязуется своими силами перевозить грузы при подаче соответствующей заявки. Является ли этот договор собственно договором перевозки и будет ли такая деятельность требовать наличия лицензии на транспортно-экспедиционную деятельность?

По своей сути договор перевозки груза реальный, то есть считается заключенным только с момента передачи груза перевозчику для перевозки. Так, в соответствии с п. 1 ст. 739 Гражданского кодекса (далее — ГК) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки в письменной форме представляет собой накладную установленной формы или коносамент. Как правило, договоры, выраженные в простой письменной форме и подписанные сторонами (в практике они могут именоваться по-разному: договоры «перевозки», «на перевозку», «о перевозке», «об организации перевозки», «на предоставление транспортных услуг по перевозке» и т. п.) носят организационный характер и направлены, прежде всего, на обеспечение перевозки, согласование ее условий, предоставление транспортных средств под погрузку и носят нередко рамочный характер, а не разовый, как сам договор перевозки.

Тот факт, что договор заключен непосредственно с перевозчиком, не может быть доказательством того, что он является договором перевозки груза, поскольку в соответствии со ст. 23 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 13.06.2006 экспедитор вправе осуществлять перевозку своими силами, и в этом случае он должен заключить с клиентом договор перевозки груза и договор транспортной экспедиции.

Транспортно-экспедиционная деятельность в соответствии с Декретом №17 от 14.07.2003 и Положением о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденным Постановлением Совмина от 20.10.2003 № 1388 является лицензируемым видом деятельности.

К слову, ст.7 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» дает весьма обширный перечень транспортно-экспедиционных услуг. Этот перечень не является исчерпывающим и подразумевает под таковыми любые услуги, связанные с перевозкой груза.

Необходимо ли в договоре транспортной экспедиции перечислять подробно все виды услуг, которые будут оказываться экспедитором, поскольку в момент заключения договора, особенно долгосрочного, неизвестно, какие именно услуги понадобятся клиенту?

В соответствии с п.1 ст. 402 ГК договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. А согласно ст. 16 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуется оказать экспедитор. Этот перечень является существенным условием договора транспортной экспедиции. Если в нем четко не указаны эти услуги, то договор является незаключенным и не порождает никаких юридических последствий. Все, что получено сторонами по такому договору, является неосновательным обогащением, которое должно быть возвращено в соответствии со статьями 971-978 ГК.

Указания лишь на то, что по договору экспедитор оказывает транспортно-экспедиционные услуги, равно как и ссылки на перечень услуг в ст. 8 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», недостаточно для того, чтобы договор был заключен. Договор также не будет считаться заключенным, если перечень услуг будет не исчерпывающим (например, если есть слова «а также иные услуги» и т. п.). Однако перечень услуг применительно к конкретной перевозке можно дать в отдельном документе, являющемся неотъемлемой частью договора. Так, в договоре можно делать отсылку на заявку клиента при осуществлении отдельных перевозок, либо указывать, что в заявке может быть предусмотрено иное, нежели в договоре.

Право на перевозку для иностранца

Должен ли иностранный отправитель или получатель обращаться исключительно к белорусскому экспедитору при осуществлении перевозок грузов на территорию или с территории РБ? Правомерной ли в таком случае будет деятельность иностранного экспедитора?

Указом от 19.10.1999 № 614 «О защите национального рынка транспортно-экспедиционных услуг» (далее — Указ №614) установлены ограничения в отношении субъектов, имеющих право на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности на территории Республики Беларусь.

Так, в п. 1 Указа установлено, что нерезиденты осуществляют на территории Республики Беларусь транспортно-экспедиционную деятельность (при импорте грузов) при условии открытия ими в установленном порядке в республике представительства и получения лицензии на этот вид деятельности; транспортно-экспедиционная деятельность при экспорте грузов осуществляется резидентами Республики Беларусь, а также нерезидентами, учредителями (участниками) которых являются только белорусские государственные юридические лица, Республика Беларусь или ее административно-территориальные единицы.

Однако надо иметь в виду, что положения Указа №614 не распространяются на иностранных клиентов транспортных организаций, на которых, в частности, лежит обязанность обеспечения доставки товара в соответствии с договорами поставки.

Заключение договора транспортной экспедиции между иностранным клиентом и иностранным экспедитором никоим образом не может подпадать под регулирование белорусского законодательства, поскольку услуги оказываются нерезидентом нерезиденту и место их оказания — вне территории Республики Беларусь.

Необходимо ли при заключении договора транспортной экспедиции для выполнения международной перевозки проводить конкурс (тендер)? Если да, то каковы последствия нарушения этой обязанности?

В соответствии с п.1.2 Указа № 614 заключение договоров транспортной экспедиции осуществляется на основании конкурса (тендера), проводимого в установленном порядке. Тендер проводится, естественно, заказчиками. На иностранных клиентов-нерезидентов транспортных организаций, осуществляющих свою деятельность за пределами Республики Беларусь это правило не распространяется.

Этот порядок заключения договоров транспортной экспедиции установлен в императивной форме и не может быть отменен или изменен сторонами. Его нарушение влечет за собой ничтожность сделки (ст. 169 ГК).

Читайте так же:  Пенсия в 2019 году индексация последние новости
Срок исковой давности для клиента

Может ли организация-клиент предъявить иск транспортной компании-экспедитору, вытекающий из договора транспортной экспедиции, если с момента нарушения договора (просрочка в доставке груза) прошел год? Можно ли в таком случае обращаться с требованием к перевозчику?

До вступления в силу Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» применительно к отношениям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, действовал общий срок исковой давности — три года. Ст. 31 названного Закона установлен специальный уменьшенный срок в десять месяцев. Если же договор транспортной экспедиции содержит в себе иностранный элемент (например, одна из сторон — иностранный субъект), к договору может применяться иностранное право (например, право страны места осуществления деятельности экспедитора, или места заключения договора, или указанное в качестве такового в договоре) и срок исковой давности может быть, соответственно, иным.

Нужно также иметь в виду, что сроки исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки и договора транспортной экспедиции, разные. Так, общий срок исковой давности применительно к требованиям по перевозке груза — один год (п. 3 ст. 751 ГК).

С международными перевозками дела обстоят несколько сложнее: сроки исковой давности существенно варьируются в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, а также того, какой международный конвенционный механизм регулирования отношений по договору перевозки применяется в том или ином случае. Так, срок исковой давности в соответствии со ст. 32 Женевской конвенции о договоре международной перевозки грузов 1956 г. (Конвенции КДПГ) составляет один год, однако в случае злоумышленного поступка или вины, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку, предельный срок давности устанавливается в три года.

Предъявить требование непосредственно к перевозчику можно, если клиент является одновременно и участником договора перевозки, то есть, указан в перевозочном документе (накладной, коносаменте) в качестве грузоотправителя или грузополучателя и если эти требования вытекают непосредственно из договора перевозки (например, по поводу просрочки или несохранности груза, допущенных по вине перевозчика).

Организация-клиент во исполнение договора лизинга (лизингополучатель) для обеспечения доставки груза от продавца к лизингодателю заключила договор с транспортной организацией, обязавшейся перевезти груз своими силами. Однако ввиду нехватки транспортных средств перевозчик обратился к индивидуальному предпринимателю, который после перевозки предъявил требование об оплате услуги не своему заказчику, а непосредственно к клиенту. Правомерно ли такое требование?

Нет, не правомерно. Здесь имеет место ситуация, именуемая в гражданском праве исполнением обязательства третьим лицом (п.1 ст. 294 ГК). В данном случае индивидуальный предприниматель-перевозчик не состоял ни в каких договорных отношениях с организацией-клиентом, а значит отсутствует основание для каких бы то ни было финансовых операций. Все расчеты за выполненный заказ с индивидуальным предпринимателем должна вести транспортная организация, которая и привлекла его к перевозке.

Правомерно ли указывать в договоре транспортной экспедиции при осуществлении международных смешанных перевозок на применение к нему Конвенции ООН о смешанных перевозках 1980 г.?

Этот документ Беларусь не подписывала, не ратифицировала, не присоединялась к нему и, как следствие, не является участницей Конвенции о смешанных перевозках. Более того, указанная конвенция не вступила в силу, поскольку не набрала достаточного количества участников для этого.

Поэтому говорить о действии Конвенции в качестве международного договора пока не приходится. Вместе с тем, стороны в совместных договорах могут ссылаться на иные документы с целью регулирования своих отношений, если эти документы, разумеется, не будут противоречить императивным нормам законодательства.

Ответственность экспедитора

Должен ли экспедитор отвечать за утрату или порчу груза, если в договоре не идет речи об обеспечении экспедитором сохранности груза. Если должен, то в каком размере?

Ответственность экспедитора перед клиентом за несохранность груза установлена ч.1 ст. 27 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности». Экспедитор несет ответственность за несохранность принятого в свое ведение груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза), происшедшую после его принятия и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. При этом экспедитор возмещает лишь часть реального ущерба в следующих размерах:

Однако поскольку экспедитор, не перевозящий груз собственными силами, отвечает за сохранность груза, находящегося в ведении перевозчика, было бы не совсем правильно подвергать его ответственности при том, что ответственность перевозчика зачастую ограничена пределами, установленными международными транспортными конвенциями. В виду этого ответственность экспедитора в соответствии с п.2 ст. 756 ГК и ч.1 ст. 26 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Экспедитор должен доказать, что нарушение вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки.

Положение ст. 27 распространяется лишь на те случаи, когда экспедитор непосредственно от клиента принял груз в свое ведение. На практике именно перевозчик чаще всего принимает груз у отправителя. В таких случаях, ответственность за несохранность груза экспедитор будет нести, если она установлена непосредственно договором экспедиции. И она будет определяться с полным возмещением реального ущерба, равно как и упущенной выгоды, если иное не предусмотрено договором.

Если при заключении договора транспортной экспедиции стороны выберут применимым не право РБ, то ответственность экспедитора будет определяться по иностранному законодательству.

Глава 41. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Статья 801 ГК РФ. Договор транспортной экспедиции

Комментарий к статье 801

  1. Договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимообязывающим и возмездным.

Предметом договора является выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза. ГК РФ не содержит закрытого перечня услуг, которые могут включаться в предмет договора транспортной экспедиции. Подробный перечень услуг, определяемых по договору транспортной экспедиции, устанавливается по соглашению сторон исходя из особенностей груза, требований к его перевозке, вида транспорта, которым будет осуществляться перевозка.

К числу услуг, оказываемых экспедитором, могут быть отнесены: услуги по ведению переговорного процесса, связанного с перевозкой грузов; услуги по оформлению груза; услуги по завозу-вывозу груза между станциями и портами; услуги по оказанию погрузочно-разгрузочных, упаковочных складских работ и по хранению груза; услуги по подготовке транспортных средств к перевозке; услуги по отслеживанию перемещения груза и направлению уведомлений относительно графика перемещения груза; услуги по страхованию и таможенному оформлению груза; услуги по уплате платежей, пошлин, ведению расчетов, связанных с перевозкой грузов.

Сторонами договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор – это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. В качестве такого лица могут выступать юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.

В соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” транспортно-экспедиционная деятельность лицензированию не подлежит. В то же время для оказания ряда услуг в рамках договора транспортной экспедиции экспедитор должен иметь соответствующую лицензию. Например, в том случае, если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по воздушной перевозке грузов.

Клиентом по договору транспортной экспедиции может являться любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором. В качестве таковых лиц могут выступать как лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и некоммерческие организации, а также физические лица, использующие услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд.

Содержание договора транспортной экспедиции составляют права и обязанности экспедитора и клиента. Их конкретный перечень зависит от предмета договора, то есть от содержания оказываемых экспедитором клиенту услуг.

Основной обязанностью экспедитора, без которой заключение договора будет считаться недействительным, является обязанность по организации перевозки груза. Вид транспорта, необходимого для осуществления перевозки, а также маршрут перевозки могут определяться в соответствии с соглашением сторон (как экспедитором самостоятельно, так и с учетом пожеланий клиента). На экспедитора также может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки (как от своего имени, так и от имени клиента), а также обязанность по организации либо непосредственному осуществлению отправки и получения груза, либо выполнению перевозки непосредственно самим экспедитором.

Независимо от перечня оказываемых по договору экспедиции услуг экспедитор наделяется также рядом общих прав и обязанностей. К числу таких обязанностей экспедитора относятся:

– обязанность по выдаче клиенту экспедиторских документов (см. ст. 802 ГК РФ);

– обязанность уведомлять клиента об отступлениях от его указаний, если нет возможности предварительного запроса о таком отступлении;

– обязанность предоставлять клиенту необходимую информацию, а в случае оказания услуг для личных, семейных домашних и иных нужд также информацию в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей”.

К числу прав экспедитора относятся:

– право на вознаграждение;

– право на получение от клиента документов и информации, необходимой для выполнения его обязанностей по договору (см. ст. 804 ГК РФ);

– право на отступление в предусмотренных законом случаях от указаний клиента;

– право на удержание груза до уплаты вознаграждения.

С правами и обязанностями экспедитора корреспондируют права и обязанности клиента. К общим не зависящим от предмета конкретного договора транспортной экспедиции обязанностям клиента относятся:

– обязанность по предоставлению экспедитору необходимой информации;

– обязанность по уплате вознаграждения экспедитору.

К числу прав клиента относятся:

– право выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

– право требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

– право давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

  1. Положения комментируемой статьи допускают осуществление экспедиционных услуг непосредственно перевозчиком. В таком случае возможно заключение как отдельных договоров перевозки и транспортной экспедиции, так и одного смешанного гражданско-правового договора, охватывающего отношения, связанные с экспедицией грузов и их непосредственной перевозкой.

В случае заключения подобных договоров к отношениям, связанным с транспортной экспедицией, будут применяться нормы гл. 41 ГК РФ (в том числе по вопросу ответственности сторон договора).

  1. Нормы гл. 41 ГК РФ носят достаточно общий характер, в силу чего большое значение приобретают специальные законодательные и подзаконные акты, регламентирующие отношения, связанные с транспортной экспедицией. Помимо специальных нормативных актов, нормы, устанавливающие особенности различных видов договоров транспортной экспедиции, содержатся также в положениях транспортных уставов и кодексов, регламентирующих отдельные виды перевозки грузов.

При заключении договоров транспортной экспедиции необходимо учитывать тот факт, что в настоящее время действуют национальные стандарты ГОСТ Р 52298-2004 (содержит подробный перечень требований, предъявляемых при оказании экспедиционных услуг) и ГОСТ Р 51133-98. В соответствии со ст. 46 ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании” соблюдение данных стандартов носит добровольный характер, кроме положений, устанавливающих требования в целях защиты жизни или здоровья граждан; имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Читайте так же:  Через сколько лет получают гражданство сша

– ФЗ от 30.06.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”;

– ФЗ от 07.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;

– Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

– ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования” (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

– ГОСТ Р 51133-98 “Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования” (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.01.1998 N 14).

– информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 N 15АП-14485/14;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2014 N 15АП-11194/14;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.07.2012 N Ф03-2200/12 по делу N А51-12915/2011;

– Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2009 N 17АП-8982/09.

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

Комментарий к статье 802

  1. К форме договора транспортной экспедиции предъявляются общие требования простой письменной формы сделок. Исходя из этого данный вид договора может быть заключен путем составления единого документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Кроме того, к данному договору в полной мере применимы нормы п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Оформление договорных отношений в сфере транспортной экспедиции должно сопровождаться также составлением ряда дополнительных экспедиторских документов, подтверждающих возникновение этих отношений между клиентом и экспедитором. К числу таких документов относятся:

– поручение экспедитору, в котором определяются перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции;

– экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;

– складская расписка, подтверждающая факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Требования о наличии данных документов, а также требования к их содержанию и оформлению детально регламентированы Приказом Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 экспедиторские документы составляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. В то же время поручение экспедитору может представляться как на бумажном носителе, так и иным предусмотренным договором способом, в частности путем направления сообщения по установленным каналам связи. Данное положение подтверждается и судебной практикой (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013 N А40-111744/13; Определение ВАС РФ от 25.06.2014 N А40-111744/13). Экспедиторская и складская расписки должны быть составлены на бумажном носителе.

Отсутствие письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны возможности приводить в качестве доказательства наличия договорных отношений иные письменные доказательства, кроме свидетельских показаний. С учетом требований, предполагающих обязательное составление экспедиторских документов, судебная практика исходит из того, что в качестве таких письменных доказательств не могут выступать сами по себе финансово-расчетные документы (счета-фактуры, платежные поручения т.п.) (см. решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2010 N А33-3329/2009). Доказывание факта наличия договорных отношений может осуществляться с помощью экспедиторских документов, а также с помощью иных документов, таких, как товарно-транспортные накладные, разрешения на перевозку грузов, договоры на перевозку груза, доказывающие оказание именно транспортно-экспедиционных услуг. Здесь следует учесть и то, что отсутствие необходимых экспедиторских документов (даже при наличии договора транспортной экспедиции) и доказанности факта существования договорных отношений может сделать невозможным доказывание факта принятия конкретного груза экспедитором, перевозки данного груза либо оказания иных транспортно-экспедиционных услуг (см. решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2013 N А45-14383/2013).

В отношении отдельных видов перевозок специальными нормативными актами устанавливается более жесткий перечень документов, подлежащих оформлению в ходе исполнения договора транспортной экспедиции.

  1. Выдача клиентом доверенности экспедитору необходима в тех случаях, когда экспедитор должен совершить юридически значимые действия от имени клиента. К таким действиям можно отнести:

– заключение договоров перевозки груза от имени клиента;

– получение товара от имени клиента;

– совершение от имени клиента таможенных операций и др.

Порядок выдачи доверенности в данном случае регламентируется общими нормами гл. 10 ГК РФ. По общему правилу нотариального удостоверения доверенности не требуется. Однако необходимо учитывать, что если экспедитор, уполномоченный на совершение юридически значимых действий от имени клиента, наделен также правом привлекать к исполнению своих обязанностей других лиц, то в таком случае должна быть выдана доверенность с правом передоверия в соответствии со ст. 187 ГК РФ.

– ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”;

– Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554;

– ГОСТ Р 52298-2004 “Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования” (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст);

– Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 N 23.

– Определение ВАС РФ от 25.06.2014 N А40-111744/13;

– решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.11.2013 N А40-111744/13;

– решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.10.2013 N А45-14383/2013;

– решение Арбитражного суда Красноярского края от 04.03.2010 N А33-3329/2009.

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

Комментарий к статье 803

  1. Согласно комментируемой статье основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом определяются в соответствии с нормами гл. 25 ГК РФ. Соответственно, в данном случае применимы все общие нормы ГК РФ, регламентирующие ответственность за нарушение обязательств.

Основаниями ответственности экспедитора в соответствии с положениями договора транспортной экспедиции могут выступать: просрочка исполнения экспедитором принятых на себя обязательств; утрата или повреждение груза; невыполнение обязательств, связанных с организацией перевозки грузов, организацией хранения груза, таможенного оформления и др.

Экспедитор действует на началах предпринимательского риска и, следовательно, несет ответственность перед клиентом в полном размере, включая реальный ущерб и упущенную выгоду. Договором транспортной экспедиции может быть также предусмотрена обязанность экспедитора наряду с возмещением реального ущерба вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза. Размер возвращаемого вознаграждения устанавливается пропорционально стоимости утраченного, недостающего, поврежденного или испорченного груза.

Размер ответственности экспедитора перед клиентом ограничивается реальным ущербом, если будет доказано, что утрата, недостача, повреждение либо порча груза произошли не по вине экспедитора.

Экспедитор полностью освобождается от ответственности за утрату, недостачу, повреждение либо порчу груза, если докажет, что указанные последствия произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Экспедитор освобождается от ответственности за просрочку, если нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы либо по вине клиента.

Порядок исчисления размера реального ущерба, порядок уведомления экспедитора об утрате или причинении вреда грузу, последствия отсутствия такого уведомления определяются в соответствии с п. п. 1, 2, 6 ст. 7, ст. 8 и п. 2 ст. 9 ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”.

Размер ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции, связанному с международной перевозкой грузов, зависит от характера и степени вины экспедитора. Если неисполнение экспедитором своих обязанностей по договору стало следствием его собственного действия или бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности, то экспедитор несет ответственность в полном объеме, включая реальный ущерб и упущенную выгоду. В противном случае предел ответственности экспедитора по договору ограничен и не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки. Если же нарушение экспедитором условий договора выразилось в утрате либо повреждении груза, то размер его ответственности не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса поврежденного или утраченного груза.

В данном случае (т.е. при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении) под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

  1. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Согласно договору транспортной экспедиции на экспедитора может быть возложена обязанность по заключению договора перевозки груза (как от своего имени, так и от имени клиента). Если согласно договору транспортной экспедиции на экспедитора возлагаются обязанности по заключению договора перевозки грузов от своего имени, то экспедитор становится стороной соответствующего договора перевозки. В таком случае ответственность экспедитора перед клиентом за ненадлежащее исполнение договоров перевозки будет определяться общими правилами об ответственности из договора перевозки, на основании которых перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Таким образом, ответственность экспедитора перед клиентом будет носить ограниченный характер (см. ст. ст. 793, 796 ГК РФ). В случае прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом, экспедитор, как и перевозчик, освобождается от ответственности перед клиентом (см. ст. 794 ГК РФ).

Кроме этого, в зависимости от вида договора перевозки, заключаемого по условиям договора транспортной экспедиции, ответственность экспедитора может быть ограничена нормами специальных нормативных правовых актов, а именно ст. ст. 42, 43 КВВТ РФ, ст. ст. 166 – 176 КТМ РФ, ст. ст. 34 – 36 УАТиНГЭТ, ст. ст. 95, 96 УЖТ РФ.

Если экспедитор обязуется заключить договор перевозки от имени клиента, то требования из договора перевозки предъявляются клиентом непосредственно к перевозчику. В таком случае ответственность из договора перевозки возлагается непосредственно на перевозчика, как на сторону соответствующего договора.

– ФЗ от 30.07.2003 N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности”;

– Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

– информационное письмо ВАС РФ от 05.08.2003 N С5-7/УЗ-886;

– Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2014 по делу N А56-44135/2013;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 26.02.2014 по делу N А57-22299/2012;

– Постановление ФАС Уральского округа от 05.07.2013 N Ф09-5597/13 по делу N А76-16711/2012.

Экспедиция лицензия