Экологические требования это нормативно

7.3. Экологические требования к военным и оборонным объектам

Требования в области охраны окружающей среды к военным и оборонным объектам аналогичны общим требованиям, предъявляемым к проектированию, строительству и т. п. зданий и сооружений, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.

Однако законодательством установлены и дополнительные требования.

Заключение выдается в форме решения по выполнению требований экологической безопасности производства.

Решение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии России на основании заявки предприятия. Одновременно с заявкой предприятие представляет пояснительную записку, подтверждающую выполнение им требований экологической безопасности. В пояснительной записке указываются следующие сведения: —

наличие и описание системы действий в чрезвычайных ситуациях (при массовых выбросах, сбросах); —

наличие в утвержденной технологической документации требований по обеспечению экологической безопасности и состав указанных требований; —

сведения об эффективности очистных сооружений; —

сведения об утилизации, складировании, захоронении и уничтожении отходов; —

сведения об организации работ на предприятии по охране окружающей среды, включая данные об экологической службе предприятия (наименование подразделения, численность, подчиненность, оснащение приборной базы и нормативно-технической документацией); —

сведения по ведению экологического паспорта; —

сведения о выполнении природоохранных мероприятий в текущем году и план мероприятий на следующий год.

В случае несоответствия производства требованиям экологической безопасности указанное решение не выдается, о чем предприятие ставится в известность.

Ежегодно на объектах Вооруженных Сил РФ осуществляется государственный экологический контроль в целях сохранения окружающей природной среды. Он осуществляется в соответствии с Положением о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. N 461.

Основные задачи государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации: —

наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности; —

проведение проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды; —

проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды; —

осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы; —

проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, норм и правил обращения с отходами; —

проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.

Допуск уполномоченных должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, производится в следующем порядке: —

органы государственного экологического контроля ежегодно, до начала года, предшествующего году проведения проверки, направляют командующему военным округом (флотом), на территории которого дислоцируются подлежащие государственному экологическому контролю объекты Вооруженных Сил РФ, списки уполномоченных должностных лиц органа государственного экологического контроля по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии России и Министерством обороны РФ; —

командование военного округа (флота) в установленном порядке направляет запрос в соответствующие органы военного управления, которым подчинены подлежащие проверке объекты Вооруженных Сил РФ, и в 3-месячный срок сообщает в органы государственного экологического контроля о результатах рассмотрения запроса.

Уполномоченные должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются: —

на режимные объекты Вооруженных Сил РФ, в том числе расположенные в закрытых

административно-территориальных образованиях, — по разрешению должностных лиц

Министерства обороны РФ, имеющих на это право; —

на особо важные и особорежимные объекты Вооруженных Сил РФ, в том числе дислоцированные в закрытых административно-территориальных образованиях, — по спискам, утверждаемым должностными лицами Министерства обороны РФ, имеющими право разрешать допуск на все режимные объекты Вооруженных Сил РФ.

При проведении государственного экологического контроля уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей природной среды.

В ходе проведения государственного экологического контроля проверяются: —

наличие документов, устанавливающих права на использование земель; —

соблюдение нормативов и лимитов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов; —

наличие разрешений и соблюдение лимитов на водопользование (водоотведение); —

наличие разрешений на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, на размещение хозяйственно-бытовых и производственных отходов; —

результаты инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды и состояние этих источников; —

наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей природной среды; —

экологическое состояние земель, водных объектов и других природных ресурсов; —

соответствие эксплуатации очистных сооружений, объектов хозяйственно-бытового и специального назначения (котельных, топливных складов, автопарков и т.д.) и содержания складов твердых бытовых отходов природоохранным требованиям; —

выполнение мероприятий по ранее выданным предписаниям об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства; —

наличие плана мероприятий и плана действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями.

По результатам проведения государственного экологического контроля оформляется акт проверки и при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства.

В случае выявления нарушений природоохранительного законодательства, за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность, составляется протокол об экологическом правонарушении и принимается решение о применении к правонарушителям мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, в том числе о наложении штрафа, возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, или о направлении в органы военной прокуратуры материалов для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности.

В соответствии с законодательством осуществляется государственная экологическая экспертиза вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности. Экологическая экспертиза проводится с соблюдением общих правил Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (в действ. ред.) «О государственной тайне». При организации и проведении государственной экологической экспертизы соблюдаются необходимые требования по сохранению государственной тайны.

Природные ресурсы и охрана окружающей среды

Государственный экологический надзор

Основной перечень нормативно-правовых актов в сфере охраны атмосферного воздуха

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору»;

Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками»;

Приказ Минприроды РФ от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» ;

Приказ Минприроды России от 25.07.2011 № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)»;

Приказ Минприроды России от 29.09.2015 № 414 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов».

Экологические требования это нормативно

Безопасность производственного оборудования — свойство производственного оборудования сохранять соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно — технической документацией.
Безопасность производственного процесса — свойство производственного процесса сохранять соответствие требованиям безопасности труда в условиях, установленных нормативно — технической документацией.

Читайте так же:  Как сделать перерасчет больничного в 1с

Общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам установлены ГОСТ 12.2.003-91 и ГОСТ 12.3.002-75. Безопасность производственных процессов в основном определяется безопасностью производственного оборудования.

Производственное оборудование должно отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать безопасность работающих при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации как в случае автономного использования, так и в составе технологических комплексов при соблюдении требований (условий, правил), предусмотренных эксплуатационной документацией. Все машины и технические системы должны быть травмо-, пожаро- и взрывобезопасными; не являться источником выделения паров, газов, пыли в количествах, превышающих на рабочих местах установленные нормы; генерируемые ими шумы, вибрации, ультра- и инфразвук, производственные излучения не должны превышать допустимые уровни;

2) иметь органы управления и отображения информации, соответствующие эргономическими требованиям, и располагаться таким образом, чтобы пользование ими не приводило к повышенной утомляемости, являющейся одной из определяющих причин травматизма. В частности, органы управления должны быть в зоне досягаемости оператора; усилия, которые необходимо к ним прилагать, должны соответствовать физическим возможностям человека; рукоятки, штурвалы, педали, кнопки и тумблеры должны быть спрофилированы таким образом, чтобы они были максимально удобны в использовании. Число и различимость средств отображения информации должны учитывать возможности оператора по ее восприятию и не приводить к необходимости чрез- мерной концентрации внимания;

3) иметь систему управления оборудованием, обеспечивающую надежное и безопасное ее функционирование на всех предусмотренных режимах работы оборудования и при всех внешних воздействиях в условиях эксплуатации. Система управления должна исключать создание опасных ситуаций из-за нарушения работающими последовательности управляющих действий.

Основными требованиями безопасности к производственным процессам являются следующие:

— устранение непосредственного контакта работающих с исходными материалами, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими вредное действие;

— замена технологических процессов и операций, связанных с возникновением травмоопасных и вредных производственных факторов, процессами и опера-циями, при которых указанные факторы отсутствуют или обладают меньшей интенсивностью;

— комплексная автоматизация и механизация производства, применение дистан-ционного управления технологическими процессами и операциями при наличии травмоопасных и вредных производственных факторов;

— применение средств коллективной защиты работающих;

— рациональная организация труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничения тяжести труда;

— своевременное получение информации о возникновении опасных производствен-ных факторов на отдельных технологических операциях;

— внедрение систем контроля и управления технологическим процессом, обеспечива-ющих защиту работающих и аварийное отключение производственного оборудования;

— своевременное удаление и обезжиривание отходов производства, являющихся источниками травмоопасных и вредных производственных факторов, обеспечение пожаровзрывобезопасности.

Кроме того, ГОСТ 12.3.003-75 устанавливает принципы безопасной организации производственных процессов, общие требования безопасности к производственным помещениям, площадкам, размещению производственного оборудования и организации рабочих мест, к хранению и транспортировке исходных материалов, готовой продукции и отходов производства, к профессиональному отбору и проверке знаний работающих, а также требования к применению работающими средств защиты.

При определении необходимых средств защиты руководствуются действующей системой стандартов безопасности труда (ССБТ) по видам производственных процессов и группам производственного оборудования, используемым в этих процессах.

В рамках системы ССБТ проводятся взаимная увязка, систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда.

В стандартах подсистемы 2 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию» указываются средства коллективной защиты, применение которых необходимо в рассматриваемом производственном оборудовании. Во всех стандартах подсистемы 3 ССБТ «Стандарты требований безопасности к производственным процессам» имеется раздел «Требования к применению средств защиты работающих», определяющий перечень средств индивидуальной защиты.

Общие требования экологичности к производственному оборудованию и процессам установлены СН 1042-73 и стандартами системы «Охрана природы».

Основными нормативными показателями экологичности производственного оборудования и технологических процессов являются предельно допустимые выбросы в атмосферу, предельно допустимые сбросы (ПДС) в гидросферу и предельно допустимые энергетические воздействия (ПДЭВ).

Предельно допустимый выброс в атмосферу (ПДВ) – норматив, устанавливающий содержание загрязняющих веществ в приземном слое воздуха от источника или их совокупности, не превышающего нормативов качества воздуха для населенных мест. Норматив ПДВ направлен на ограничение выбросов и обусловлен тем, что при существующих методах сокращения отходов производства практически невозможно избежать проникновения в атмосферу вредных веществ, которые необходимо уменьшить до уровней, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК).

Нормы предельно допустимого сброса веществ в водный объект устанавливают с учетом ПДК веществ, загрязняющих водную среду в местах пользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями.

Нормативы ПДЭВ являются основой для проведения экологической экспертизы источника. Реализация нормативных показателей источника достигается за счет его совершенствования на этапах проектирования, постановки на производство и эксплуатации.

Контроль учета требований безопасности производится на всех этапах с помощью экспертизы. Порядок экспертизы безопасности проектов на новую технику и технологии и выдачи на них заключений установлен Минтрудом РФ и проводится Государственной экспертизой условий труда с участием органов Санэпидемнадзора РФ, а в некоторых случаях и в других надзорных органах. Применительно к оборудованию и технологическим процессам, имеющим аналоги, как правило, производятся расчетная оценка ожидаемого уровня негативных факторов и сопоставление полученных величин с предельно допустимыми значениями. При создании опытных образцов определяются фактические значения воздействия этих факторов. Если эти значения превышают допустимые величины, установленные ССБТ, производится доработка оборудования за счет введения соответствующих средств защиты или повышения их эффективности.

Применительно к оборудованию и технологическим процессам, не имеющим аналогов, производится идентификация опасностей и связанных с их возникновением негативных факторов. Здесь для выявления производственных опасностей применяют метод моделирования с использованием диаграмм влияния причинно-следственных связей на реализацию этих опасностей.

Экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает отраслевую и государственную экспертизу. Отраслевая экологическая экспертиза проводится организациями, определенными в качестве головных, которые рассматривают документацию новой продукции или ее образцы. Государственная экологическая экспертиза осуществляется экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском и региональном уровне.

Экологическая экспертиза направлена на предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе ее эксплуатации, переработки или уничтожения. Следовательно, главная задача экологической экспертизы заключается в определении полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке.

Такими мерами по обеспечению экологической безопасности могут быть:

* определение соответствия проектных решений создания новой продукции современным природоохранным требованиям;

* оценка полноты и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производством и потреблением (использованием) новой продукции, и ликвидации их возможных последствий;

* оценка выбора средств и методов контроля воздействия продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

* оценка способов и средств утилизации или ликвидации продукции после отработки ресурса.

По результатам экологической экспертизы составляется экспертное заключение, включающее вводную, констатирующую и заключительную части.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы.

В вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации, их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Здесь же приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, и времени ее проведения

В констатирующей части дается общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте.

Заключительная часть экспертного заключения содержит оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Завершается эта часть рекомендациями к утверждению представленных материалов либо решением о направлении их на доработку. При возвращении на доработку должны быть конкретно сформулированы замечания и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки и представления проекта на повторную экспертизу.

Экспертное заключение в полном объеме является обязательным для организаций — авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.

Государственной экологической экспертизе предшествует (как правило) отраслевая экспертиза.

При постановке продукции на производство обязательно учитываются требования безопасности и экологичности, предусмотренные ГОСТ 15.001—88. Согласно данному стандарту проверка новых технических решений, обеспечивающих достижение новых потребительских свойств продукции, должна осуществляться при лабораторных, стендовых и других исследовательских испытаниях моделей, макетов, экспериментальных образцов продукции в условиях, имитирующих реальные условия эксплуатации.

Опытные образцы подвергают приемочным испытаниям, в которых независимо от места их проведения вправе принять участие изготовитель и органы, осуществляющие надзор за безопасностью, охраной здоровья и природы.

Оценку выполненной разработки и принятия решения о производстве и применении продукции проводит приемочная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, разработчика, изготовителя и Государственной приемки. При необходимости к работе комиссии могут быть привлечены органы, осуществляющие надзор за безопасностью, эксперты сторонних организаций.

Для исключения возможности эксплуатации оборудования, не соответствующего требованиям безопасности, на предприятии проводится его проверка как перед вводом в эксплуатацию, так и в процессе эксплуатации. Новое оборудование и машины при поступлении на предприятие проходят входную экспертизу на соответствие требованиям безопасности.

Читайте так же:  Транспортный налог на физическое лицо 2012

В процессе эксплуатации оборудования ежегодно проводится проверка его соответствия требованиям безопасности и экологичности. Отдел главного механика и энергетика обязан ежегодно проводить проверку состояния всего парка станков, машин и агрегатов по техническим показателям, показателям безопасности, по результатам которых составляются планы ремонтов и модернизации.

Важнейшей составной частью по обеспечению экологичности оборудования и технологических процессов при эксплуатации является составление экологического паспорта предприятия согласно требованиям ГОСТ 17.0.0.004-90.

Экологический паспорт состоит из следующих разделов: титульный лист; общие сведения о предприятии и его реквизиты; краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия; краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков; сведения о использовании земельных ресурсов; характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов; характеристика выбросов в атмосферу; характеристика водопотребления и водоотведения; характеристика отходов, сведения о рекультивации нарушенных земель, сведения о транспорте предприятия, сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт разрабатывается предприятием и утверждается его руководителем, согласуется с территориальным органом экологического надзора, где и регистрируется.

Хранится экологический паспорт на предприятии и в территориальном органе по охране окружающей природной среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

установленные в законодательных и нормативных документах требования, направленные на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды, обеспечение экологической безопасности человека.

При проектировании любого объекта проводится его оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации. Природоохранным законодательством РФ предусмотрены различные формы контроля подготавливаемой документации на предмет соответствия экологических требований. Для этого специально уполномоченные государственные органы в области охраны природы проводят государственную экологическую экспертизу, согласовывают документацию и материалы, определяют лимиты и нормативы природопользования, выдают разрешения и лицензии. Для оценки соблюдения экологических требований существует система экологических нормативов.

• Предельно допустимый выброс (ПДВ) – выброс вредных веществ в атмосферу, устанавливаемый для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что приземная концентрация этих веществ не превысит предельно допустимую концентрацию (ПДК).

• Предельно допустимая доза (ПДД) — экологический норматив, определяющий предельное количество вещества, попадание которого в организм не оказывает на него вредного воздействия. ПДД устанавливается для разового или постепенного поступления и накопления опасного вещества в организме.

• Предельно допустимая концентрация (ПДК) —экологический норматив, обозначающий предельную концентрацию вещества в воде, почве, атмосфере или продуктах питания, при которой оно не может нанести вред здоровью человека. ПДК используют для контроля за загрязнением окружающей среды и продуктов питания.

• Предельно допустимый сброс (ПДС) — максимально допустимое количество вещества, сбрасываемое со сточными водами в единицу времени при условии сохранения приемлемого качества воды. При превышении ПДС стоки могут нанести ущерб водной экологической системе.

Экологические требования предусматривают выполнение мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию экологических аварий и катастроф, а при необходимости – на компенсацию ущерба и отрицательных последствий воздействия на окружающую природную среду.

В перечень важнейших нормативных правовых актов федерального уровня, определяющих экологические требования, входят: Земельный кодекс РФ (2001), Водный кодекс РФ (1995), Лесной кодекс РФ (1997); федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О животном мире»(1995), «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Об охране окружающей среды»(2002), «Об особо охраняемых природных территориях»(1995), «Об экологической экспертизе» (1995); постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха» (2001), «Об утверждении Положения о государственной санитарно эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно эпидемиологическом нормировании» (2000), «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (2000), «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» (2000) и др. Субъектами РФ и органами местного самоуправления могут разрабатываться и приниматься дополнительные нормативные правовые акты, содержащие экологические требования.

10.4. Понятие экологической стандартизации

Экологические стандарты — это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных для исполнения норм, правил, требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

В зависимости от стандартизируемого объекта экологические стандарты классифицируют­ся по следующим группам: общие положения; термины, определения, классификации, показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов; правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов, методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействий; требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей среды; требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений и другие стандарты.

Порядок стандартизации урегулирован Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. Согласно закону, требования, устанавливаемые в стандартах, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ, оказания услуг и режима труда и не должны нарушать положений, установленных законодательством РФ. При этом указанный закон предоставляет большую свободу предприятиям по разработке собственных стандартов.

В зависимости от сферы действия и уровня утверждения стандарты подразделяются на государственные (ГОСТы), утверждаемые Госстандартом РФ и действующие на всей территории РФ; отраслевые (ОСТы), утверждаемые министерствами и обязательные для всех предприятий отрасли; стандарты предприятий, обязательные только для предприятий, утвердивших данный стандарт и другие.

Все стандарты должны периодически пересматриваться в соответствии с последними достижениями науки, техники и производства.

Экологическая сертификация — деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям проводится с целью создания экономико-правового механизма реализации права граждан на благоприятную окружающую среду.

Проведение экологической сертификации способствует: внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования; производству экологически безопасной продукции, повышению ее качества и конкурентоспособности; созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; предотвращению ввоза в страну экологически опасных технологий, отходов, услуг; интеграции экономики РФ в мировой рынок и выполнению международных обязательств. Основы сертификации заложены ФЗ РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. В ст. 1 закона указано, что «сертификация осуществляется в целях контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества». Предусматривается введение добровольной экологической сертификации объектов окружающей среды; природных ресурсов, отходов производства и потребления; технологических процессов; товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда окружающей среде.

Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. установлена обязательность сертификации товаров, на которые в законодательстве, стандартах, правилах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и окружающей среды. В результате сертификации выдается «сертификат соответствия» — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированного товара установленным требованиям, и «знак соответствия» — зарегистрированный знак, которым по правилам данной системы подтверждается соответствие маркированного товара установленным требованиям («зеленый знак» сертификации).

Запрещено рекламировать и реализовывать товары, подлежащие обязательной сертификации, но не имеющие «сертификата соответствия». На ввозимые на территорию РФ товары должен представляться в таможенные органы сертификат, выданный или признанный уполномоченным на то органом. Оплата работ по обязательной сертификации производится заявителем товара. Сумма израсходованных средств на проведение сертификации относится на себестоимость сертифицируемой продукции.

Экологический контроль — важное звено организационно-правового механизма охраны окружающей среды. В его задачи входят наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверка соблюдения требований экологического законодательства и нормативов качества окружающей среды, выполнения мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды. Выполнение этих целей предполагает экологический мониторинг, государственный, общественный и производственный контроль, каждый из которых имеет свои специфические функции и адекватные им средства их реализации. Надлежащее всестороннее использование и сочетание указанных видов экологического контроля призвано обеспечить эффективность охраны окружающей среды, выявление экологических правонарушений, привлечение к различным формам ответственности за экологические правонарушения, установленные Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Целью экологического контроля является выявление и предотвращение экологической опасности, под которой понимается состояние угрозы жизненно важным интересам человека, обществу и окружающей среде в результате вредных антропогенных и техногенных воздействий, а также воздействий природного характера (нарушений в результате опасного загрязнения окружающей среды вредными выбросами, стихийными природными бедствиями, опасными природными явлениями, например разрушением озонового слоя атмосферы, потеплением климата, повышением уровня Мирового океана и др.).

Читайте так же:  Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным образовательным программам

Экологическим законодательством предусматривается привлечение к осуществлению контроля и организация взаимодействия подразделений бассейновых управлений рыбоохраны, контрольно-наблюдательных ихтиологических пунктов, территориальных органов Госкомэкологии РФ, научно-исследовательских и проектных организаций. Согласно ст. 69 Лесного кодекса РФ, осуществляется мониторинг в целях оценки охраны, защиты лесов и повышения их экологических функций, а ст. 76 устанавливает государственный контроль за состоянием, использова­нием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Вместе с тем, согласно ст. 94—102 Лесного Кодекса РФ, экологический контроль и охрана лесного фонда должны также осуществляться лесопользователями, гражданами, общественными объединениями и другими юридическими лицами и организациями.

Осуществляющие экологический контроль лица должны быть охвачены правовой защитой. Государственной защите подлежат работники правоохранительных и контролирующих органов, органов надзора за соблюдением правил охоты на территории государственного охотничьего фонда, органов рыбоохраны, органов государственной лесной охраны, органов санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющие контроль за исполнением соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.

Должностные лица органов государственного экологического контроля на основе экологического законодательства и в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке: посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей, проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств и средств их контроля, контролировать соблюдение нормативов качества окружающей среды и природоохранного законодательства (запрещен законом ввод в эксплуатацию предприятий, не обеспеченных сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации отходов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ); назначать государственную экологическую экспертизу и обеспечивать контроль за выполнением ее заключения (важна возможность государственного экологического контроля проверять и оценивать степень реализации ее заключения, чем обеспечивается замкнутый цикл экспортирования, являющегося частью организационно-правового механизма охраны окружающей среды); требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов (ст. 84 Закона об охране окружающей среды предусматривается административная ответственность за неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль в виде штрафа); привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной ответственности, административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека экологическими правонарушениями; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

В условиях ухудшения окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни российское правительство принимает меры к усилению государственного экологического контроля и совершенствованию его правовой базы. Правительством РФ создаются специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. В других министерствах, государственных комитетах и ведомствах предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и всеобщий государственный экологический контроль. Правительство РФ приняло Постановление «О должностных лицах Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль» от 17 июля 1995 г. В Госкомэкологии РФ применяются правила осуществления государственного экологического контроля, в которых конкретизируются обязанности, права и ответственность государственных инспекторов по охране природы, меры по устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности, порядок оформления документации.

Правовой основой государственного экологического контроля являются также Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ 23 декабря 1993 г. Положение о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства РФ 3 мая 1994 г. На основании актов Правительства РФ принимаются приказы, инструкции, правила и иные ведомственные акты, детализирующие порядок осуществления государственного экологического контроля. Принятые в его ходе решения обязательны для исполнения всеми физическими и юридическим лицами, к которым они адресованы. Решения органов государственного экологического контроля и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд.

ПРИКАЗ Минприроды РФ от 29.12.95 N 539 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

3. Экологические требования к нормативной документации

3.1. Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования и охраны окружающей среды, должны:

определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования;

содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования.

При этом излагаются:

принципы природопользования и природоохранной деятельности;

меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;

ответственность за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.

3.2. Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны содержать статистические показатели (критерии) качества компонентов природной среды, определяемые с учетом природно-климатических особенностей территории.

3.3. Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействие на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также предельно допустимые уровни воздействия на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности.

Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде.

Для особо ценных территорий (курортные и рекреационные зоны, особо охраняемые территории) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий.

Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.

3.4. Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в т.ч. удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:

состав и количество используемых природных ресурсов на единицу продукции;

состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;

шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий.

При этом должно соблюдаться единство методического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.

3.5. Нормативно-технические документы должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-93 и содержать информацию, достаточную для определения степени экологической опасности источника воздействия.

Материалы, обосновывающие безопасность техники и технологии, должны включать:

детальную характеристику технологического процесса и оборудования, их классификацию;

оценку научной новизны и практической ценности предлагаемых технологий и технических решений;

характеристику и оценку методического подхода к определению и расчету валовых выбросов (сбросов) от технологического оборудования;

полную номенклатуру (перечень) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду и их характеристику;

апробированные алгоритмы расчета удельных количеств загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду, на основе измеренных концентраций и их параметры.

Кроме того, материалы должны содержать анализ соответствия:

нормативно-технической документации требованиям законодательных актов;

основных положений документа современным представлениям о подходах, методах, средствах, используемых в природоохранной деятельности;

рекомендуемых технических решений передовому отечественному и мировому уровню требований реализации природоохранной функции хозяйственной деятельности.

3.6. Нормативные документы на продукцию (материалы и вещества), используемую и получаемую в процессе хозяйственной и иной деятельности, должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-92 и содержать:

данные по физическому и химическому состоянию материалов (фазовое состояние; плотность (для сыпучих — насыпная плотность); температуры размягчения, плавления, воспламенения, испарения (восгонки), кипения, замерзания и т.п.; вязкость; теплотворная способность; растворимость в воде; летучесть; кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства; содержание токсичных компонентов в общей массе);

характеристику биостойкости (биоразлагаемости) материалов в окружающей среде;

перечень оказываемых воздействий на окружающую среду (состав, свойства) и номенклатуру показателей вредного воздействия, методы их контроля;

оценку воздействия материала на абиотические компоненты природной среды — изменение химического состава воздуха, физико — химических свойств почв;

оценку воздействия материалов на биологические компоненты природной среды;

санитарно-гигиеническую оценку материалов (по нормам и правилам, утвержденным Минздравом России и Госкомсанэпиднадзором России);

характеристику условий использования, хранения, транспортировки и ликвидации материала;

мероприятия по обеспечению экологической безопасности при использовании материала, его хранении и транспортировке;

способы утилизации, переработки и уничтожения по истечении срока пользования (эксплуатации) или хранения материала;

потребность в специальных мерах безопасности при утилизации или уничтожении материала.

3.7. Нормативы по метрологическому обеспечению экологических исследований должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ 8.010-90, ГОСТ 8.513-84, ГОСТ Р 1.5-92.

Экологические требования это нормативно