Требования ту железных дорог

Содержание страницы:

1. ТИПЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. По форме поперечного сечения шпалы подразделяют на два вида — обрезные и необрезные (см. чертеж).

Обрезные (А) Необрезные (Б)

b — ширина верхней пласти; b1 ширина нижней пласти; b2 — ширина шпалы по непропиленным сторонам; s — толщина шпалы; h — высота пропиленной части боковой стороны

1.2. В зависимости от размеров поперечного сечения для каждого вида устанавливается три типа шпал: I, II, III.

1.3. Размеры поперечных сечений шпал должны соответствовать указанным в табл. 1.

Ширина по измерениям

Высота пропиленной части боковых сторон, h

1.4. Размеры поперечных сечений установлены для шпал с влажностью древесины не более 22 %. При большей влажности шпалы из древесины хвойных пород должны быть изготовлены с припуском на усушку по ГОСТ 6782.1-75, а шпалы из древесины лиственных пород — по ГОСТ 6782.2-75.

1.5. Длина шпал, мм, должна быть:

для колеи 600 мм — 1200

для колеи 750 мм — 1500

для колеи 900 мм — 1700

по ширине верхней пласти. от минус 10 и плюс до ширины нижней пласти

по ширине нижней пласти:

обрезных шпал. от -5 до +10

необрезных шпал. от -5 до +50

1.6.1. Предельные отклонения по высоте пропиленной части боковых сторон обрезных шпал всех типов даются только в плюсовую сторону до толщины шпалы.

Обрезные шпалы, имеющие минусовые отклонения по высоте пропиленной части боковых сторон, переводят в соответствующие типы необрезных шпал.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шпалы должны быть изготовлены из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы, березы.

(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).

2.2. Влажность древесины шпал не нормируется.

2.3. Качество древесины шпал должно соответствовать нормам, указанным в табл. 2.

Не допускаются в местах укладки подкладок размером более 40 мм, а на остальных поверхностях — более 80 мм

б) загнившие, гнилые и табачные

Не допускаются в местах укладки подкладок, а на остальных поверхностях — более 30 мм

2. Гниль ядровая, мягкая заболонная, наружная трухлявая

3. Грибные ядровые пятна (полосы)

Не допускаются размером более 15 % соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон

4. Побурение и заболонная твердая гниль

Не допускаются в местах укладки подкладок, а на остальных поверхностях допускаются в виде отдельных пятен размером не более 30 мм

Допускается без выхода на верхнюю пласть размером не более 1/2 площади торца, а на боковых сторонах — размером не более 2/3 толщины шпалы, считая от нижней пласти

Допускается некрупная поверхностная и неглубокая

Допускаются без выхода на верхнюю пласть протяжением по торцу не более 1/2 соответственно толщины или ширины шпалы

Не допускаются с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против места расположения подкладок

Допускаются без гребней глубиной не более 50 мм. Наличие таких трещин одновременно в одном сечении с двух сторон не допускается

Допускаются односторонние длиной каждая не более 400 мм, торцовые сквозные — длиной не более 50 мм

8. Наклон волокон

Не допускается более 110 %

Не допускается в местах укладки подкладок, а на остальных поверхностях — шириной более 50 мм и длиной более 200 мм

10. Заруб и запил

Не допускаются в местах укладки подкладок, а на остальных поверхностях — глубиной более 20 мм

Не допускается более 3 % от длины шпалы

Не допускается размером более половины нормы простой кривизны

1. Пороки древесины по ГОСТ 2140-81, не указанные в табл. 2, допускаются.

2. (Исключено, Изм. № 2).

(Измененная редакция, Изм. № 2).

2.4. Непараллельность пластей, а в обрезных шпалах и боковых сторон дается в пределах норм отклонений по толщине и ширине шпалы, предусмотренных п. 1.6.

2.5. Неперпендикулярность торцов к продольной оси шпалы не допускается более 20 мм по толщине и ширине шпалы.

2.6. Непропиленные поверхности шпал (обрезных и необрезных) должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть срезаны вровень с поверхностью шпал; при этом срез может быть плоским.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

2.8. Шпалы должны поставляться рассортированными по типам и породам.

2.9. Поставка шпал в количественных соотношениях по типам, размерам и породам должна производиться по спецификации потребителя.

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Шпалы принимают партиями. Партией считается количество шпал, оформленное одним документом в качестве, содержащим:

наименование предприятия-изготовителя, местонахождение и товарный знак;

тип, вид, длину шпал и породу древесины;

количество шпал в партии;

(Измененная редакция, Изм. № 2).

3.2. Приемку шпал по качеству и размерам осуществляют отбором выборки в количестве 3 % от партии. При обнаружении в выборке хотя бы одной шпалы, не соответствующей требованиям настоящего стандарта, осуществляют сплошной контроль всей партии шпал.

3.3. Приемку шпал по количеству осуществляют пересчетом в штуках.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1. Размеры шпал проверяют металлической рулеткой по ГОСТ 7502-80. Допускается проверять размеры поперечного сечения шпал металлической линейкой по ГОСТ 427-75.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2. Ширину пластей шпал измеряют в самом узком месте на участке длиной 200 мм, отстоящем на расстоянии 250 мм от вершинного торца шпалы.

4.3. Определение и измерение пороков и дефектов обработки древесины — по ГОСТ 2140-81.

Сучки измеряют по расстоянию между касательными и контуру сучка, проведенными параллельно продольной оси шпалы.

4.4. Определение влажности древесины шпал — по ГОСТ 16588-79.

5. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. На торец каждой шпалы должна быть нанесена маркировка с указанием типа, вида, длины, породы древесины и условного знака предприятия-изготовителя. Маркировка должна быть четкой и производиться отбойным клеймением или стойкой краской.

5.2. Шпалы должны быть уложены в пакеты. Формирование, упаковывание и маркирование пакетов и блок-пакетов шпал — по ГОСТ 19041-85.

Транспортная маркировка пакетов — по ГОСТ 14192-77.

5.3. Транспортирование шпал производят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте каждого вида.

5.2; 5.3 (Измененная редакция, Изм. № 2).

5.4. (Исключен, Изм. № 2).

5.5. Шпалы хранят в штабелях на складах, очищенных от щепы, коры, опилок, травы и мусора.

5.5.1. Каждый штабель шпал должен быть уложен на фундамент, который устраивают из переносных железобетонных, бетонных или деревянных опор (балок). Высота фундамента должна быть не менее 400 мм. В местах с большим количеством осадков фундамент должен быть высотой 750 мм. Фундаменты каждого штабеля должны быть прочными и находиться на одном горизонтальном уровне. Деревянные элементы фундамента должны быть пропитаны антисептиками.

5.5.2. При хранении шпал на складах свыше 10 сут каждый горизонтальный ряд шпал в штабеле должен быть отделен от другого прокладками из здоровой окоренной древесины.

(Измененная редакция, Изм. № 2).

5.5.3. В горизонтальных рядах между шпалами должны быть промежутки шириной от 20 до 40 мм.

5.6. Штабели должны быть устойчивы. Высота штабелей должна быть не более 12 м.

ГОСТ 78-89 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ

ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ, 1996

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ

Wooden sleepers for full gauge railways.
Specifications

Настоящий стандарт распространяется на деревянные шпалы, предназначенные для железных дорог колеи 1520 мм.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Шпалы должны изготовляться из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы.

1.2. Типы и размеры

1.2.1. В зависимости от назначения шпалы должны изготовляться трех типов:

I — для главных путей;

II — для станционных и подъездных путей;

III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

1.2.2. По форме поперечного сечения шпалы подразделяют на три вида:

обрезные — пропилены четыре стороны (черт. 1 );

полуобрезные — пропилены три стороны (черт. 2);

необрезные — пропилены две противоположные стороны, две другие могут быть пропилены частично (черт. 3).

1.2.3. В зависимости от типов размеры шпал должны соответствовать указанным в табл. 1.

Высота пропиленных боковых сторон h 1

1. Шпалы типа II толщиной 155 мм следует относить к типу III .

2. Ширина верхней пласти необрезных шпал типа I должна быть не менее 155 мм.

3. Допускаются шпалы типа I с шириной нижней пласти 230 мм и шпалы типов II и III — 250 мм в количестве не более 10 % в партии.

4. Ширина b2 необрезных шпал не должна превышать 280 мм.

1.2.4. Размеры шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1 , а для лиственных пород — по ГОСТ 6782.2 .

1.3.1. Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в табл. 2.

1.3.2. В партии допускается 15 % шпал с нормами ограничения пороков, установленными в табл. 3.

1.3.3. Пласти шпал, а в обрезных шпалах (черт. 1) и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность не должна быть более 10 мм на всю длину шпалы.

Порок древесины по ГОСТ 2140

Норма ограничения пороков древесины

1. Сучки сросшиеся, частично сросшиеся и несросшиеся:

а) здоровые (светлые, темные, с трещинами)

В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 60 мм, на остальных поверхностях — не более 110 мм

б) загнившие и гнилые

В местах укладки путевых подкладок допускаются размером не более 10 мм, на остальных поверхностях — не более 60 мм

2. Двойная сердцевина

3. Ядровая и наружная трухлявая гнили

4. Грибные ядровые пятна (полосы)

Допускаются не более 25 % соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон

5. Заболонная гниль:

Допускается размером не более 1 /2 площади торца без выхода на верхнюю пласть.

Выход ложного ядра на боковые стороны допускается размером 2 /3 толщины шпалы

7. Глубокая червоточина

Допускается в количестве не более 6 шт. на 1 м длины шпалы

Допускается протяженностью по торцу не более 1 /3 толщины или ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть

Не допускается с выходом на верхнюю пласть и боковые стороны, а также с выходом на нижнюю пласть против мест расположения путевых подкладок

Не допускается на верхней пласти. На остальных поверхностях допускается глубиной не более 40 мм

г) от усушки боковая

Допускается длиной не более 450 мм каждая

д) от усушки сквозная

Допускается протяженностью по длине шпалы не более 100 мм

9. Наклон волокон

Допускается не более 10 %

Не допускается в местах укладки путевых подкладок.

На остальных поверхностях допускается, мм, не более:

11. Заруб и запил

Не допускаются в местах укладки путевых подкладок.

На остальных поверхностях допускаются глубиной не более 20 мм и шириной не более 40 мм

Допускается со стрелой прогиба, мм, по пластям — не более 10 и по боковым сторонам — не более 100

Допускается не более половины нормы простой покоробленности

Допускается по боковым сторонам необрезных и полуобрезных шпал со стрелой прогиба не более 50 мм

Допускается не более половины нормы простой кривизны

14. Скос пропила торцов шпал по отношению к продольной оси

Допускается не более 20 мм по толщине и ширине шпалы

1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.

2. Пороки по ГОСТ 2140, не указанные в таблице, допускаются.

Порок древесины по ГОСТ 2140

Норма ограничения пороков древесины

1. Сучки табачные

На всех поверхностях, за исключением мест укладки путевых подкладок, допускаются размером не более 25 мм в количестве не более 3 шт. на шпалу

2. Твердая заболонная гниль

На всех поверхностях, за исключением мест укладки путевых подкладок, допускается в виде отдельных пятен размером не более 30 мм

Читайте так же:  Приказ 302 профосмотров

Допускаются протяженностью по торцу не более 1 /2 толщины и ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть

б) усушки боковые

Допускаются длиной не более 700 мм каждая

4. Кривизна простая

Допускается по боковым сторонам необрезных и полуобрезных шпал со стрелой прогиба не более 100 мм

1.3.4. Непропиленные поверхности шпал должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез сучка может быть плоским.

1.3.5. Шпалы должны быть глубоконаколотыми по ТУ 13-06-23-1. Допускаются по согласованию с потребителем ненаколотые шпалы.

1.3.6. Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны на заводах-потребителях маслянистыми защитными средствами по ГОСТ 20022.5 .

1.3.7. Режимы и качество пропитки шпал должны соответствовать требованиям к пропитке глубоконаколотых шпал на шпалопропиточных заводах и ГОСТ 20022.5 .

1.4. Маркировка непропитанных шпал должна быть четкой и наноситься на один из торцов клеймением или стойкой краской в соответствии с табл. 4 . Маркировка шпал после пропитки не возобновляется.

Обозначение обработки и типа шпал

Примечани е. Шрифт для маркировки — по ГОСТ 14192. Знак накалывания в форме круга диаметром не менее 10 мм.

1.5. Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по породам: сосновые и кедровые — вместе; еловые и пихтовые — вместе; лиственничные и березовые отдельно. Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.

2.1. Партией считают любое количество непропитанных шпал одного типа и одной (двух по п. 1.5) пород древесины или пропитанных шпал одного типа, оформленное одним документом о качестве.

Глубоконаколотые шпалы формируют в отдельные партии.

2.2. Документ о качестве должен содержать:

наименование организации, в систему которой входит предприятие-поставщик;

наименование предприятия-поставщика и его местонахождение (город или условный адрес);

для непропитанных шпал — тип и породу древесины, для пропитанных — тип;

количество шпал в партии, в штуках;

результаты испытаний или подтверждение соответствия настоящему стандарту;

обозначение настоящего стандарта.

2.3. Количество шпал в партии определяют сплошным пересчетом.

2.4. Качество и размеры шпал проверяют выборочным контролем.

Отбор шпал в выборку производят по ГОСТ 18321 методом «вслепую» в количестве, указанном в табл. 5.

Партию принимают, если в выборке все шпалы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

При получении неудовлетворительных результатов партия бракуется.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Определение и измерение пороков древесины и обработки — по ГОСТ 2140 .

Определение качества накалывания — по ТУ 13-06-23-1.

Определение качества пропитки шпал — в соответствии с требованиями к пропитке глубоконаколотых шпал на шпалопропиточных заводах и ГОСТ 20022.5.

3.2. Длина шпалы должна измеряться по наименьшему расстоянию между ее торцами, толщина — в любом месте, но не ближе 380 мм от торцов, ширина верхней и нижней пластей — в самом узком месте на участках длиной 400 мм, отстоящих на расстоянии 380 мм от торцов шпалы.

3.3. Размеры шпалы, а также расположение сеток отверстий измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427 .

3.4. Контроль предпропиточной влажности древесины шпал — по ГОСТ 20022.14 .

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Размеры пакетов шпал — по ГОСТ 16369 .

4.2. Хранение шпал должно производиться в соответствии с ГОСТ 9014.0 и требованиями к пропитке древесины на шпалопропиточных заводах.

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения СССР

Н. И. Жариков; Ю. Л. Петров; В. Ф. Барабошин, канд. техн. наук; В. А. Суханов, канд. техн. наук; В. Д. Черников; В. С. Васильев, канд. техн. наук; В. П. Тюнин

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.08.89 № 2656

3. Срок проверки — 1995 г.

4. ВЗАМЕН ГОСТ 78-65

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

ГОСТ 33944-2016 Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля

Текст ГОСТ 33944-2016 Подвеска железной дороги контактная. Технические требования и методы контроля

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КОНТАКТНАЯ

Технические требования и методы контроля

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандарт тизации установлены ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные поло* жения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила раз* работки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»)

2 8НЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железно* дорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (про* токол от 22 ноября 2016 г. № 93*П)

За принятие проголосовали:

Кратки наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 января 2017 г. №4*ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33944—2016 введен в действие в качестве нацио* нального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для соблюдения требований технических регламентов таможенного союза: ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и ТР ТС 0003/2011 «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 янеаря текущего года), а текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случав пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www. gostinfo. ru)

В Российской Федерации настоящий стандартне может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения. 1

2 Нормативные ссылки. 1

3 Термины и определения. 1

4 Классификация. 2

5 Технические требования. 2

5.1 Статические показатели. 2

5.2 Динамические показатели. 3

5.3 Конструктивные показатели. 3

5.4 Материалы и конструкции проводов. 4

6 Гарантии изготовителя. 4

7 Методы контроля. 4

7.1 Общие требования к методам контроля. 4

7.2 Проверка статических показателей <5.1). 4

7.3 Проверка динамических показателей. 6

7.4 Проверка конструктивных показателей. 6

7.5 Ресурс контактной подвески. 6

7.6 Проверка материалов и конструкций проводов. 7

Приложение А (обязательное) Форма записи высоты оставшегося сечения контактного провода . 8 Приложение Б (обязательное) Допустимые высота и средний износ контактного провода. 9

ПОДВЕСКА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ КОНТАКТНАЯ Технические требования и методы контроля

Railway overhead contact line. Technical requirements and control methods

Дата введения — 2017—08—01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на железнодорожную контактную подвеску (далее — кон* тактная подвеска) и устанавливает технические требования и методы контроля к контактным подвескам для систем электроснабжения на постоянном токе напряжением 3 кВ и переменном токе напряжением 25 кВ. предназначенным для обеспечения токосъема железнодорожного электроподвижного состава.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 839—80 Провода неизолированные для воздушных линий электропередачи. Технические условия

ГОСТ 2584—86 Провода контактные из меди и ее сплавов. Для электрифицированных железных дорог. Технические условия 1 *

ГОСТ 7502—98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 16504—81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 32679—2014 Контактная сеть железной дороги. Технические требования и методы контроля

ГОСТ 32895—2014 Электрификация и электроснабжение железных дорог. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии а сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется е части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504 и ГОСТ 32895. а такжеспедующие термины с соответствующими определениями:-

3.1 натяжение контактного провода: Сила, приложенная вдоль продольной оси контактного провода.

‘*8 Российской Федерации действует ГОСТ Р 5S647—2013 «Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия».

3.2 натяжение несущего троса: Сила, приложенная вдоль продольной оси несущего троса.

3.3 скорость распространения волны в контактной подвеске: Скорость движения волны в контактной подвеске, вызванная поперечным импульсом, воздействующим на контактный провод.

3.4 удельная масса контактного провода или несущего троса: Масса одного метра провода либо троса без арматуры контактной сети.

3.5 допустимый ток: Наибольшее значение тока, протекающего по проводу тяговой сети, при котором температура нагрева провода не превышает допустимого значения.

4 Классификация

4.1 Контактные подвески по способу крепления контактного провода подразделяют:

4.2 Простые контактные подвески по способу компенсации подразделяют:

4.3 Цепные контактные подвески по способу компенсации подразделяют:

4.4 Цепные контактные подвески по конструктивному исполнению подразделяют:

• с простыми и смещенными опорными струнами;

. с рессорным тросом:

• равноэластичные (все конструкции контактной подвески с дополнительными элементами для выравнивания эластичности).

4.5 Цепные контактные подвески с простыми, смещенными опорными струнами и с рессорным тросом различают по способу расположения струн:

5 Технические требования

5.1 Статические показатели

Статические показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

Таблицв1 — Статические показатели контактных подвесок

Значение показателя для участков со скоростями движения

от 120 до 200 км/ч

Высота подвеса контактного провода, мм

Напряжение 25 кВ. переменный ток

Напряжение 3 кВ. постоянный ток

Напряжение 25 кВ. переменный ток

Напряжение 3 кВ. постоянный ток

Уклон контактного провода. %». на более

Изменение уклонов контактного провода а смежных пролетах. %•. не более

Стрела провеса контактного провода при температуре окружающего воздуха ппюс 5 *С. м

Окончание таблицы 1

Зн9чеиие показателя для участке» со скоростями доияония

от 120 до 200 км/ч

Эластичность в про-лете. мм/Н

Напряжение 3 кВ. постоянный ток

Напряжение 23 кВ. переменный ток

Коэффициент не-равномерности эластичности цепной контактной подвески в пролете

С рессорным тросом, не более

Без рессорного тросе, не более

* Наименьшее значение высоты контактного проводе в соответствии с ГОСТ 32679.

5.2 Динамические показатели

Динамические показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 2.

Таблица 2 — Динамические показатели контактных подвесок

от 120 до 200 км/ч

Отношение скорости подвижного состава v6. м/с к скорости распространения волны в

контактной подвеске — -100 %. не более

Нвпряжение 3 кВ. постоянный ток

Напряжение 2S кВ. переменный ток

5.3 Конструктивные показатели

Конструктивные показатели контактных подвесок должны соответствовать значениям, указанным в таблице 3.

Таблица 3 — Конструктивные показатели контактных подвесок

Значение показателя для участков со скоростями движения

до 120 км 1 ) и тросы по ГОСТ 839.

6 Гарантии изготовителя

После ввода в эксплуатацию изготовитель гарантирует безотказную работу контактной подвески в течение пяти лет.

7 Методы контроля

7.1 Общие требования к методам контроля

7.1.1 Измерения должны быть проведены при температуре окружающего воздуха в диапазоне от минус 15*С доЗО’С. скорости ветра не более 15 м/с. без осадков если используются неавтоматизированные средства измерения.

Измерения проводят при любых климатических условиях, если используют автоматизированные измерения с помощью (ИВК ВИКС) измерительно-вычислительного комплекса вагона-лаборатории испытаний контактной сети или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью.

7.1.2 При испытаниях применяют поверенные средства измерения с диапазоном измерения, классом точности и допускаемой погрешностью, указанными в таблице 4.

Таблице 4 — Средства измерений, применяемые при испытаниях

предел до* пускаемой погрешнос* ти

Линейные размеры, мм

Линейные размеры, м

Скорость воздушного потока (ветра), м/с

7.1.3 Дополнительно к измеряемым параметрам в протоколе испытаний должны быть указаны:

• эксплуатационные условия (тип контактной подвески, серия, тип и номер тяговой единицы, скорость движения диагностического вагона при измерениях, тип токоприемников, используемых на подвижном составе, тип измерительных токоприемников и расстояние между всеми поднятыми на диагностическом подвижном составе токоприемниками);

* условия окружающей среды (температура, скоростьветра.наличиеитолщинастенки гололеда).

7.2 Проверка статических показателей (5.1)

7.2.1 Проверку высоты подвеса контактного провода, уклона контактного провода, разницы уклона контактного провода в смежных пролетах и стрелы провеса контактного провода проводят с помощью ИВК ВИКС или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью. а также, для проверки перечисленных параметров, определять высоту контактного провода в любой точке способом, приведенным ниже.

Читайте так же:  Как оформить снилс иностранцу

11 В Российской Федерации применяют ГОСТ Р 55647—2013 «Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия».

К контактному лро&оду подвешивают отвес как показано на рисунке 1. На рельсы перпендикулярно оси пути прикладывают линейку (тип ШД) так. чтобы отвес слегка касался боковой поверхности линейки. С помощью брускового уровня, установленного на линейку, определяют угол возвышения рельсов 4 > с + ГП7 ‘

где Нр и Нт — натяжение контактного провода и несущего троса соответственно. Н: mF и тг — погонная масса контактного провода и несущего троса соответственно, кг/м.

Для подвесокс двумя контактными проводами и/ипи двумя несущими тросами в формулы следует подставлять удвоенное значение натяжения и погонной массы соответствующих проводов.

7.4 Проверка конструктивных показателей

7.4.1 Проверка длины пролета должна быть проведена с помощью измерительной рулетки по ГОСТ 7502 с диапазоном измерений от 0 до 100 м и классом точности 3.

Измерения проводят в каждом пролете анкерного участка. Измерение нужно проводить между поверхностями соседних опор одного пролета, расположенных с одной географической стороны опор в горизонтальной плоскости верхнего уровня головки ближайшего рельса.

7.4.3 Анкерный участок измеряют путем нескольких последовательных измерений длин пролетов от одной до другой анкерной опоры анкерного участка вдоль железнодорожного пути и арифметического сложения результатов измерений.

7.4.4 Конструктивная высота подвески должна быть определена путем измерения расстояния между несущим тросом и контактным проводом. Измерение должно быть проведено на расстоянии 150 мм от зигзага контактного провода.

7.4.5 Расстояние между двумя соседними струнами на одном контактном проводе должно быть определено с помощью рулетки. Расстояние должно быть измерено между средними точками струно-еых зажимов на контактном проводе.

7.4.6 Стрела провеса контактного провода и зигзаг контактного провода должны быть определены с помощью ИВК ВИКС или другим измерительным средством, позволяющим проводить измерения с такой же точностью.

7.4.7 Наличие отдельных компенсаторов для контактного провода и несущего троса определяют визуально.

7.4.8 Величину натяжения контактного<ых) проаода(ов) Ир и несущего(их) троса(ое) Нт, при использовании грузокомленсирующих устройств, определяют путем умножения массы грузов, подвешенных на проводе(ах). на коэффициент передачи компенсатора и делят на число проводов.

Для полукомпенсированной подвески определяют наименьшее возможное значение натяжения несущего троса по монтажным таблицам. Величину натяжения контакгного(ых)лровода(ое)определяют аналогично компенсированным подвескам.

Удельные массы для номинальных сечений фасонных и фасонных овальных проводов, берут в качестве расчетных по ГОСТ 2584’ >.

7.5 Ресурс контактной подвески

Ресурс контактной подвески определяют в процессе эксплуатации, на основании среднего износа контактного(ых) провода(ов) за год. Износ контактного провода определяют посредством измерения высоты его сечения спомощью ИВК ВИКС или ручным способом электронными толщиномерами, микрометрами, штангенциркулями, измерительными скобами и другими приборами с погрешностью измерения не более 0.01 мм. Высоту оставшегося сечения измеряют с интервалом один метр на протяжении всего анкерного участка, за исключением отходящих ветвей спряжений анкерного участка, невзаимодействующих с токоприемником, в диапазоне от 20 до 50 мм от края каждого зажима на контактном

11 В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55647—2013 «Провода контактные из меди и ее сплавов для электрифицированных железных дорог. Технические условия».

проводе. При измерении ручным способом необходимо проводить измерение у точек подвеса контакт* кого провода (в диапазоне отО до 50 мм от края струнового зажима).

При двух контактных проводах они обозначаются «левый» и «правый» относительно направления счета километров на участке, независимо от номера пути и направления движения поездов по нему.

При шахматном расположении струн измерения производят у струнового зажима одного контакт* ного провода и рядом, в середине межструнового пролета второго контактного провода.

Запись высоты сечения контактного провода по анкерному участку осуществляют в соответствии с таблицей А. 1 приложения А.

Для двойного контактного провода запись ведут по каждому контактному проводу отдельно. По результатам измерений подсчитывают среднее арифметическое значение высоты контактного провода Лср по анкерному участку и средний износ контактного провода.

Высота изношенного контактного провода и средний износ контактного провода Su не долж*

ны быть меньше значений, приведенных в таблице ь. 1 приложения Б. При двойном контактном проводе средний износ определяют для левого Su пвв и правого S„ прав проводов отдельно.

7.6 Проверка материалов и конструкций проводов

Проверку на соответствие материалов и конструкций проводов контактной подвески, за исключе* нием проверки среднего износа контактного провода, проводят на соответствие проектной документа* ции.

Приложение А (обязательное)

Форма записи высоты оставшегося сечения контактного провода

Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

Стандарт распространяется на вновь изготавливаемые пассажирские вагоны локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Стандарт не распространяется на вагоны электро- и дизель-поездов и вагоны локомотивной тяги специального и служебно-технического назначения.

ГОСТ Р 51690-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
КОЛЕИ 1520 мм

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1 РАЗРАБОТАН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны» и Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»

ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 243 «Вагоны»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 декабря 2000 г. № 397-ст

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ГОСТ Р 51690-2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВАГОНЫ ПАССАЖИРСКИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Общие технические условия

Passenger cars of 1520 mm gauge mainline railways track. General specifications

Дата введения 2002-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на вновь изготавливаемые пассажирские вагоны локомотивной тяги магистральных железных дорог колеи 1520 мм.

Стандарт не распространяется на вагоны электро- и дизель-поездов и вагоны локомотивной тяги специального и служебно-технического назначения.

Требования настоящего стандарта являются обязательными, кроме 5.3а, разделов 8 и 9.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.019-79 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ 12.1.044-89 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ Р 12.4.026-2001 ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 17.2.4.02-81 Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ

ГОСТ 2582-81 Машины электрические вращающиеся тяговые. Общие технические условия

ГОСТ 3475-81 Устройство автосцепное подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Установочные размеры

ГОСТ 5533-86 Стекло листовое узорчатое. Технические условия

ГОСТ 5632-72 Стали высоколегированные и сплавы коррозионно-стойкие, жаростойкие и жаропрочные. Марки

ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования

ГОСТ 9238-83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 10527-84 Тележки двухосные пассажирских вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 12549-80 Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Окраска. Технические требования

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18142.1-85 Выпрямители полупроводниковые мощностью свыше 5 кВт. Общие технические условия

ГОСТ 21447-75 Контур зацепления автосцепки. Размеры

ГОСТ 22703-91 Детали литые автосцепного устройства подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Общие технические условия

ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения

ГОСТ 24940-96 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ 26445-85 Провода силовые изолированные. Общие технические условия

ГОСТ 26918-86 Шум. Методы измерения шума железнодорожного подвижного состава

ГОСТ 29205-91 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные от электротранспорта. Нормы и методы испытаний. Уровень радиопомех

ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования

ГОСТ 30496-97 Стоп-краны для пневматических систем тормозного оборудования подвижного состава железных дорог. Общие технические условия

ГОСТ Р 51320-99 Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств — источников индустриальных радиопомех

ОСТ 24.050.16-65 Вагоны пассажирские. Методика определения плавности хода

ОСТ 24.050.18-82 Система стандартов безопасности труда. Вагоны пассажирские и рефрижераторные. Шумовые характеристики. Нормы и методы измерения

ОСТ 24.050.28-81 Вагоны пассажирские. Методика измерения и оценки вибрации

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3 Общие технические требования

3.1 Общие требования

3.1.1 Вагоны должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям и рабочим чертежам на вагон конкретной модели.

3.1.2 Вагоны по прочности, устойчивости, динамическим качествам и безопасности движения должны соответствовать требованиям [1] и требованиям, согласованным с заказчиком.

3.1.3 Вагоны должны быть изготовлены в исполнении У категории размещения 1 ГОСТ 15150 .

Оборудование вагона в зависимости от места его установки должно иметь следующие категории размещения ГОСТ 15150 :

2 — в подвагонных камерах и тамбурах;

1 — снаружи вагона.

3.1.4 Конструкционная скорость вагона — 160 км/ч.

3.1.5 Габарит вагона — по ГОСТ 9238 .

3.1.6 Требования к внешнему и внутреннему виду вагонов, эргономике, планировке, внутреннему оборудованию, оснащенности помещений вагонов и нормативам, не предусмотренные настоящим стандартом, должны соответствовать [2].

3.1.7 Уровень шума не должен быть более:

в пассажирском салоне — 60 дБА;

в купе проводника — 65 дБА;

в тамбуре — 68 дБА.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.1.8 Величины среднеквадратических значений виброускорений — по ОСТ 24.050.28.

3.2 Требования к конструкции и комплектующим изделиям

3.2.1 Кузов и рама вагона

3.2.1.1 Кузов должен быть цельнометаллическим, несущей конструкции.

3.2.1.2 Кузов вагона должен быть оборудован опорными местами для подъема вагона домкратами — не менее четырех на вагон.

3.2.1.3 Коэффициент теплопередачи ограждающих конструкций кузова вагонов — не более 1,0 Вт/(м 2 ·К).

3.2.1.4 Конструкция окон пассажирских помещений вагонов должна исключать появление льда на внутренней поверхности окна при температуре наружного воздуха до минус 40 °С.

3.2.1.5 Окна вагонов должны быть оборудованы стеклопакетами.

3.2.2 Ходовая часть

3.2.2.1 Тележки вагонов должны соответствовать ГОСТ 10527.

3.2.2.2 Показатель плавности хода вагонов должен быть не более 3,0 при качественной оценке состояния пути «отлично»; не более 3,2 — при оценке «хорошо» при определении состояния пути в соответствии с инструкцией по оценке состояния рельсовой колеи [3].

3.2.3 Автосцепное устройство

3.2.3.1 Вагоны должны быть оборудованы автосцепными устройствами нежесткого или полужесткого типа с основными установочными размерами по ГОСТ 3475 и контуром зацепления по ГОСТ 21447.

3.2.3.2 Поглощающие аппараты должны иметь следующие показатели:

— минимальная проектная энергоемкость — не менее 35 кДж;

— усилие начальной затяжки при квазистатическом приложении нагрузки — 25 — 80 кН;

— рабочий конструктивный ход — не более 85 мм;

— усилие сжатия при полном ходе поглощающего аппарата и квазистатическом приложении нагрузки — не менее 1,0 МН;

— коэффициент необратимого поглощения энергии при квазистатическом приложении нагрузки — не менее 0,3.

Поглощающий аппарат должен обеспечивать сцепление вагонов между собой и с локомотивом со скоростью 1 м/с, при этом продольная сила не должна превышать 1,0 МН, а ускорение 2 g.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.2.3.3 Буфера должны быть тяжелого типа с заневоленными пружинами и исключать упор в автосцепку в нормативных кривых.

Номинальное суммарное усилие сжатия пружин двух буферов упругих площадок при сцепленных автосцепках двух смежных вагонов — (20 ± 2) кН.

3.2.4 Тормозная система

3.2.4.1 Вагоны должны быть оборудованы электропневматическим и пневматическим тормозами с регулятором тормозной рычажной передачи или тормозным цилиндром, обеспечивающими автоматическое регулирование выхода штока тормозного цилиндра.

3.2.4.2 Воздухопровод тормозной магистрали должен быть плотным: падение давления в воздухопроводе не должно превышать 0,01 МПа (0,1 кгс/см 2 ) в течение 5 мин при начальном давлении 0,6 МПа (6 кгс/см 2 ).

3.2.4.3 Вагоны должны иметь не менее трех стоп-кранов для экстренного торможения по ГОСТ 30496, расположенных в тамбурах и середине вагона.

3.2.4.4 Вагоны должны быть оборудованы ручным или стояночным тормозом.

3.2.4.5 Ручной и стояночный тормоза должны обеспечивать удержание вагона с максимальной загрузкой на уклоне 30 ‰.

3.2.5.1 Вагоны должны быть оборудованы системой холодного и горячего водоснабжения, гидравлически изолированной от системы отопления.

3.2.5.2 Конструкция резервуаров и система водоразбора должны обеспечивать полный слив воды, очистку, промывку и дезинфекцию. Система водоснабжения должна иметь указатели уровня воды и сигнальное устройство о ее переливе.

Читайте так же:  Расследования и экспертиза дтп

3.2.5.3 Конструкция вагона должна исключать возможность замерзания воды в системе водоснабжения в течение 8 ч после отключения отопления при температуре наружного воздуха минус 20 ° С и в течение 12 ч: — при температуре наружного воздуха минус 10 ° С.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.2.5.4 Заправочные штуцеры должны быть расположены с обеих сторон вагона. Их присоединительные головки должны закрываться для предотвращения загрязнения и иметь обогреватели.

3.2.6 Отопление и вентиляция

3.2.6.1 Вагоны в зависимости от типа должны быть оснащены климатическими системами кондиционирования воздуха, включающими в себя системы вентиляции, отопления, охлаждения и подогрева подаваемого воздуха.

3.2.6.2 Система вентиляции вагона должна быть механической. Очистка воздуха от пыли не должна допускать содержание пыли в подаваемом воздухе более 0,5 мг/м 3 .

3.2.6.3 Система отопления и вентиляции должна обеспечивать среднюю температуру воздуха пассажирских помещений вагона (22 ± 2) °С при температуре наружного воздуха до минус 40 °С, в туалетах — не ниже 16 °С.

3.2.6.4 Система охлаждения при температуре наружного воздуха до 40 °С должна автоматически обеспечивать температуру воздуха в пассажирском помещении вагона 22 — 26 °С.

3.2.6.5 Количество подаваемого в вагон наружного воздуха на одного человека должно быть, м 3 /ч, не менее:

— для вагона с установкой кондиционирования воздуха:

10 — при температуре ниже минус 20 ° С,

15 — при температуре от минус 20 ° С до минус 5 ° С включ. и свыше плюс 26 ° С,

20 — при температуре от минус 5 ° С до плюс 26 ° С включ,

— для вагона без установки кондиционирования воздуха:

10 — в зимнее время года, 20 — в летнее время года .

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.2.6.6 Скорость движения воздуха в местах постоянного пребывания пассажиров не должна быть более, м/с:

0,20 — в зимнее время года;

в летнее время года:

0,25 — в вагонах с установками кондиционирования воздуха,

0,40 — в вагонах без установок кондиционирования воздуха.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.2.6.7 Подпор воздуха внутри вагона на стоянке при подаче в него 1800 м 3 /ч наружного воздуха должен быть не менее 30 Па.

3.2.6.8 Относительная влажность воздуха в вагоне с полным кондиционированием — 30 % — 70 %.

3.2.6.9 Разность между средней, приведенной по поверхностям, температурой ограждений и температурой воздуха в пассажирских помещениях — не более 3 °С.

Температура внутренних ограждений в зоне сплошной изоляции не должна быть ниже 15 °С.

3.2.7.1 Централизованное электроснабжение осуществляется от подвагонной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц.

Автономное электроснабжение потребителей осуществляется от подвагонного генератора с номинальным выпрямленным напряжением 50/110 В.

3.2.7.2 Освещение пассажирских помещений должно быть люминесцентным, частотой тока не менее 400 Гц.

Требования к освещению других помещений и уровню освещенности в вагоне должны соответствовать нормативам, установленным [2].

3.2.7.3 Вагоны должны быть оборудованы аварийным освещением. Освещенность на полу — не менее 1 лк.

3.3 Требования к материалам

3.3.1 Сталь для изготовления вагонных конструкций должна соответствовать [1].

3.3.2 Для изготовления деталей, подвергающихся сварке, следует применять сталь с гарантией свариваемости.

3.3.3 Литые детали автосцепного устройства следует изготавливать в соответствии с ГОСТ 22703.

3.3.4 Баки водоснабжения, поддон кипятильника, умывальная чаша, унитаз и мойка должны быть изготовлены из нержавеющей стали по ГОСТ 5632 .

Все оборудование системы водоснабжения, непосредственно контактирующее с питьевой водой, следует изготавливать из материалов, не оказывающих вредного воздействия на качество воды и разрешенных органами санитарного надзора.

3.3.5 Стекла окон следует изготавливать по ГОСТ 5727, наружное стекло стеклопакета, при необходимости, может быть многослойным.

3.3.6 Внутренние стекла окон туалета и душевого помещения должны быть узорчатыми или матовыми по ГОСТ 5533 . При необходимости следует проводить оклейку стекла с внутренней стороны непрозрачной защитной пленкой или электровакуумное напыление.

3.3.7 Стекла окон должны иметь теплопоглощающие и теплоотражающие свойства.

3.3.8 Для застекления дверей применяют негорючие и безосколочные материалы, для застекления противопожарных дверей — огнестойкое кварцевое стекло.

3.3.9 Материалы, применяемые для внутренней отделки, должны быть разрешены к применению органами санитарного надзора.

3.3.9а Материалы для изготовления потолка, покрытия пола, обивки диванов, спальных полок и кресел и термоизоляционные материалы должны быть умеренно или малоопасными при горении в соответствии с ГОСТ 12.1.044 .

3.3.9а (Введен дополнительно. Изм. № 1).

3.3.10 Пожаротехнические характеристики материалов для внутреннего оборудования и порядок их согласования должны соответствовать [ 4 ] .

(Измененная редакция. Изм. № 1).

3.3.11 Окраска вагонов — по ГОСТ 12549.

3.4 Комплектность

3.4.1 К вагону в соответствии с договором на поставку прилагается ЗИП и эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601 .

3.4.2 В вагоне следует вывешивать схемы систем отопления, водоснабжения и электрооборудования.

3.4.3 По согласованию между изготовителем и заказчиком ЗИП и эксплуатационная документация могут прилагаться к партии вагонов, отправляемых в один адрес.

3.5.1 На каждом вагоне должна быть установлена фирменная табличка, на которой указывают:

— товарный знак предприятия-изготовителя;

— порядковый номер вагона по системе нумерации предприятия-изготовителя;

— дату выпуска вагона.

3.5.2 В соответствии с договором на поставку на вагон наносят знаки и надписи, предусмотренные [5].

3.5.3 На вагоне указывают массу тары вагона, экипированного водой, топливом и ЗИП (при наличии).

4 Требования безопасности

4.1 Конструкция вагона должна соответствовать требованиям безопасности в течение всего периода эксплуатации при исполнении требований, установленных настоящим стандартом и эксплуатационной документацией.

4.2 Все узлы и детали ходовых частей, тормозной системы, автосцепного устройства и подвесного подвагонного оборудования, от падения которых зависит нарушение движения, должны иметь страховочные устройства.

Конкретная номенклатура узлов и деталей приведена в нормативных документах.

4.3 Вагон должен быть оборудован окнами — аварийными выходами в количестве не менее двух, не выступающими за габарит вагона.

4.4 Тамбурные двери и двери коридора должны быть оборудованы фиксаторами, закрепляющими двери в открытом положении.

Двери из тамбура в вагон должны быть оборудованы ограждением, препятствующим попаданию пальцев рук в притвор двери со стороны установки петель.

4.5 Окна, двери тамбура и откидные площадки должны иметь уплотнение, препятствующее прониканию в вагон пыли, воды и снега.

4.6 Вагон должен быть оборудован поручнями и подножками, рассчитанными на посадку с высоких и низких платформ.

Нижняя ступенька подножки должна быть не выше 350 мм над уровнем низкой платформы.

4.7 Подножки и поручни вагона должны обеспечивать возможность использования их при проведении составительских и маневровых работ.

Опорные поверхности подножек и ступеней должны быть рифлеными.

4.8 Торцовые стены вагонов должны иметь снаружи по три сигнальных фонаря.

4.9 Вагон должен быть оборудован складной лестницей с поручнем для подъема на крышу. В нерабочем положении лестницу следует запирать на ключ и опломбировывать.

4.10 Крышки люков в потолках должны иметь запоры, исключающие самопроизвольное открывание, и страховочные ремни.

4.11 Требования электробезопасности вагона должны соответствовать ГОСТ 12.1.019 и [4].

4.12 Электрооборудование напряжением 3000 В должно быть расположено вне пассажирского помещения вагона.

Расположение и конструкция элементов электрооборудования, способ их установки должны обеспечивать удобный доступ для технического обслуживания и ремонта. Пульт управления электрооборудования устанавливают в служебном помещении таким образом, чтобы обеспечивалась возможность его монтажа и демонтажа.

4.13 Оболочки электрооборудования напряжением 3000 В должны иметь блокирующие устройства, обеспечивающие отключение напряжения при открывании оболочек, кроме неподвижного контакта высоковольтного разъединителя (клеммы поездной магистрали) в ящике с коммутационно-защитной высоковольтной аппаратурой.

4.14 Электрическое сопротивление изоляции — по ГОСТ 2582, ГОСТ 9219, ГОСТ 18142.1, ГОСТ 26445 и [4].

4.15 Аккумуляторный бокс следует изготавливать во взрывобезопасном исполнении.

4.16 Требования к противопожарной защите должны соответствовать ГОСТ 12.1.004 и [4].

4.17 Индекс распространения пламени материалов для облицовки и обивки поверхностей стен, перегородок, мебели, занавесей, штор, покрытия полов — не более 20.

4.18 Вагоны должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации в соответствии с [4].

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.19 Показатель токсичности продуктов горения материалов (3.3.9а) не должен быть менее 40 г/м 3 при времени экспозиции 30 мин по по ГОСТ 12.1.044 .

(Измененная редакция. Изм. № 1).

4.20 Вагоны и аппараты должны иметь предупреждающие знаки и надписи по ГОСТ 12.4.026 .

5 Требования охраны окружающей среды

5.1 Эквивалентный уровень внешнего шума, создаваемого вагоном при движении, не должен быть более 84 дБА на расстоянии 100 м от наружного рельса (при отсутствии акустических экранов).

5.2 Общий уровень радиопомех вагона, создаваемых в том числе комплексом электрооборудования, не должен превышать допускаемых ГОСТ 29205 (кривая 1).

5.3 Вагоны должны быть оборудованы замкнутой системой туалетов в соответствии с техническим заданием на разработку конструкции вагона.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

5.3а Допускается по согласованию с заказчиком оборудовать вагоны иной системой туалетов.

5.3а (Введен дополнительно. Изм. № 1).

5.4 Конструкция вагона и применяемые материалы должны быть рассчитаны на возможность их безопасной утилизации или переработки по истечении срока службы вагона.

6 Правила приемки

6.1 Для проверки соответствия вагонов требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные, периодические и типовые испытания по ГОСТ 15.309 .

6.2 Приемосдаточным испытаниям следует подвергать каждый вагон на соответствие требованиям стандарта и технических условий на вагон конкретной модели.

6.3 При приемосдаточных испытаниях проверяют соответствие вагона требованиям чертежей и действующей нормативной документации; проверяют правильность сборки и установки тележек, автосцепного устройства, внутреннего оборудования помещения, электро- и радиооборудования, вентиляции, отопления, тормозного оборудования, функционирование механизмов и электрооборудования, качество окраски, комплектность поставки, наличие клейм, надписей и предупреждающих знаков.

6.4 Периодическим испытаниям подвергают один вновь изготовленный и выдержавший приемосдаточные испытания вагон в сроки, предусмотренные техническими условиями, но не реже одного раза в 5 лет.

6.5 При периодических испытаниях проверяют прочностные характеристики; параметры микроклимата, шума, вибрации, плавности хода, теплопередачи, освещенности; требования электро- и пожаробезопасности в соответствии с методикой испытаний .

6.6 Типовым испытаниям подвергают вагоны после внесения изменений в конструкцию или технологию для оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений. Решение о проведении типовых испытаний принимает изготовитель по согласованию с заказчиком.

7 Методы испытаний

7.1 Все виды испытаний следует проводить при климатических условиях по ГОСТ 15150 , если в нормативных документах или в программе и методике испытаний не оговорены другие условия.

7.2 Контроль материалов следует проводить по сертификатам или результатам лабораторных анализов.

Контроль комплектующих изделий проводят по ГОСТ 24297 .

7.3 Габариты вагона следует проверять пропусканием через габаритную рамку по ГОСТ 9238 .

7.4 Массу тары проверяют взвешиванием вагона на вагонных весах по ГОСТ 29329 с погрешностью ±50 кг.

Допускается потележечное взвешивание вагона на специализированных весах с последующим суммированием результатов взвешивания.

(Измененная редакция. Изм. № 1).

7.5 Плотность окон и дверей следует проверять дождеванием.

7.6 Требования к механизмам автосцепки, автоматическому тормозу, системам водоснабжения, отопления, вентиляции, энергоснабжения проверяют по методикам, утвержденным в установленном порядке.

7.7 Комплектность и маркировка проверяются визуально.

7.8 Номинальное суммарное усилие буферов при сцепленных автосцепках определяют расчетным путем по методике [1].

7.9 Методы измерения шума — по ГОСТ 26918 и ОСТ 24.050.18.

7.10 Методы измерения плавности хода, вибрации, коэффициента теплопередачи и определения параметров вентиляции и микроклимата в вагоне — по ОСТ 24.050.16, ОСТ 24.050.28 и [6].

7.11 Общие требования к методам определения загрязняющих веществ — по ГОСТ 17.2.4.02 .

7.12 Методы определения показателей пожаробезопасности — по ГОСТ 12.1.044 и [4].

7.13 Методы определения показателей электробезопасности — по ГОСТ 2582, ГОСТ 9219, ГОСТ 18142.1 и [4].

7.14 Методы определения освещенности — по ГОСТ 24940 .

7.15 Методы контроля радиопомех — по ГОСТ Р 51320.

8 Транспортирование и хранение

8.1 Вагоны следует транспортировать к месту эксплуатации по железной дороге как груз на своих осях.

Требования к консервации, экипировке вагона, заправке аккумуляторов и работе всех систем вагона при транспортировании устанавливают в договоре на поставку.

8.2 Транспортирование и хранение вагонов — по группе Ж1 ГОСТ 15150 .

9 Указания по эксплуатации

9.1 Вагоны следует эксплуатировать в соответствии с требованиями эксплуатационной документации, инструкциями и правилами по эксплуатации и ремонту как вагона в целом, так и его составных частей.

9.2 Не допускается использовать для перемещения вагонов и выполнения маневров элементы вагона, за исключением специально предназначенных.

9.3 Не допускается в течение гарантийного срока замена в эксплуатации элементов (сборочных единиц) вагонов другими, отличающимися по конструкции или материалам от предусмотренных в чертежах, без согласования с изготовителем.

[5] 0029-01 ПКБ ЦЛ Знаки и надписи на вагонах пассажирского парка железных дорог РФ колеи 1520 мм.

Требования ту железных дорог