Отчетность по валютным операциям в банк

Аналитические обзоры

Валютный контроль: новые правила взаимодействия с банками

VEGAS LEX_Валютный контроль_новые правила взаимодействия с банками_11.2017

В ноябре 2017 года были опубликованы два нормативных акта, существенно корректирующие механизм банковского валютного контроля. Первый из них — инструкция Банка России № 181-И, которой необходимо будет руководствоваться с 01.01.2018 для учета и предоставления отчетности по валютным операциям[1] (далее — Инструкция № 181-И). Инструкция призвана смягчить валютный контроль за счет снижения нагрузки на резидентов. Второй акт, напротив, направлен на усиление валютного контроля. Это Федеральный закон № 325-ФЗ, который после вступления в силу с 14.05.2018 позволит банкам реагировать на любые нарушения валютного законодательства, а также дифференцирует административную ответственность в этой сфере[2].

Основные изменения в отчётности

Наиболее заметное нововведение заключается в том, что с 01.01.2018 не придется оформлять паспорт сделки. Вместо этого банки будут ставить контракты на учет. Но по сути это лишь формальное изменение. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не резидент, а банк.

Для этого в банк достаточно будет предоставить контракт (или выписку из него) и другую информацию, необходимую для оформления ведомости внутреннего контроля. Экспортный контракт на учет можно будет поставить на основании одних лишь сведений о нем, но позднее представить в банк сам документ всё равно придется.

С 2018 года также не понадобится оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях. В качестве единой формы учета и отчетности по валютным операциям резидента будет использоваться только справка о подтверждающих документах, которая предусмотрена и действующим регулированием; изменится лишь её форма.

Более значительное и ожидаемое новшество — повышение порога обязательства в валюте, после которого необходимо ставить контракт на учет. Порог увеличится только для экспортных сделок и составит 6 млн рублей, что на текущий момент в эквиваленте примерно вдвое превышает порог, по достижении которого необходимо оформлять паспорт сделки (эквивалент 50 тыс. долл. США).

По импортным контрактам и кредитным договорам порог останется примерно таким же — 3 млн рублей, что по текущему курсу эквивалентно почти 50 тыс. долл. США.

Изменения коснутся также сделок, валютный контроль по которым будет проводиться в упрощенном порядке — без необходимости предоставлять в банк документы, связанные с проведением операции. Согласно Инструкции № 181-И к таким сделкам будут относиться заключенные между резидентами и нерезидентами договоры, сумма обязательств по которым не превышает 200 тыс. руб., что по текущему курсу в три раза больше, чем действующий в настоящее время порог в 1 тыс. долларов США. По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции.

Инструкция № 181-И уменьшит количество оснований для привлечения резидента к административной ответственности. Так как с 01.01.2018 процедуру учета начнут оформлять банки, резиденту нужно будет только своевременно предоставить все необходимые документы. Негативные последствия, связанные с ошибками, которые допускались при оформлении паспортов сделок, уже не наступят.

Повышение порогов обязательств по сделкам, которые будут контролироваться в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем сейчас.

Кроме того, можно будет быстрее пройти формальные процедуры, связанные с постановкой на учет сделок. По действующим правилам банк принимает на обслуживание и оформляет паспорт сделки в течение трех дней. Согласно Инструкции № 181-И банк обязан будет постановить сделку на учет не позднее следующего рабочего дня после того, как резидент предоставил необходимые для этого документы.

Всё это должно повысить оперативность внешнеэкономической деятельности резидентов.

Инструкция № 181-И не предусматривает оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Если резидент предоставил все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать сделку и оформить ведомость внутреннего контроля.

Это не значит, что банки утратят способность противодействовать незаконным валютным операциям. Сейчас, если резидент предоставил достоверные документы, банк может отказать в проведении валютной операции, только если у него возникнут подозрения, что операция совершается в целях легализации преступных доходов или финансирования терроризма[3].

Но уже с 14.05.2018 Закон № 325-ФЗ предоставит банкам полномочия блокировать валютную операцию, если она нарушает положения любого из актов валютного регулирования. Также банк откажет в валютной операции, если ему предоставят документы, несоответствующие требованиям законодательства.

В качестве одного из таких требований Закон № 325-ФЗ устанавливает, что договоры, заключенные в ходе внешнеторговой деятельности между резидентом и нерезидентом, с 14.05.2018 обязательно должны предусматривать сроки исполнения сторонами обязательств. Несоблюдение этого требования будет свидетельствовать о том, что внешнеторговая сделка окажется незаключенной[4].

Помимо этого, Закон № 325-ФЗ внесет в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, которые позволят привлекать к административной ответственности должностных лиц за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств. Размер административного штрафа для них составит от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Повторное нарушение валютных требований будет грозить должностному лицу дисквалификацией[5].

Паспорта сделок, которые клиенты не успеют закрыть до 01.01.2018, автоматически закроются без отметки банка об их закрытии, а соответствующие контракты будут поставлены на учет согласно Инструкции № 181-И.

То же самое произойдет с контрактом, по которому банк по состоянию на 01.01.2018 не успеет принять решение об оформлении паспорта сделки: такой контракт поставят на учет по новым правилам на основании уже полученных документов и резиденту не понадобится обращаться в банк повторно.

Непроверенные на 01.01.2018 справки о подтверждающих документах и приложенные к ним материалы не будут возвращаться, если их окажется достаточно для принятия банком в соответствии с новыми правилами.

Таким образом, с 01.01.2018 Инструкция № 181-И будет применяться ко всем сделкам и валютным операциям.

[1] Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // «Вестник Банка России», № 96-97, 16.11.2017.

[2] Федеральный закон от 14.11.2017 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 325-ФЗ).

[3] См. абзац четвертый ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» в редакции, действующей до 01.01.2018, а также п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

[4] См. п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.

[5] См. ч. 1, 4, 4.1, 5 и 5.1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Закона № 325-ФЗ.

Формы учета по валютным операциям резидентов

Важность однозначного ответа на вопрос, являются ли названные выше справки формами учета по валютным операциям, обусловлена наличием в статье 15.25 КоАП РФ части 6, которая устанавливает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в виде административного штрафа на должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

В соответствии с пунктами 1.2–1.5 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в ред. от 20 июля 2007 года) (далее — Инструкция Банка России № 117-И) резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица — индивидуальные предприниматели) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы:

— справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к названной Инструкции (далее — справка о валютных операциях);

— иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30.10.2007) (далее — Закон № 173-ФЗ).

Названные документы представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня по-ступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка о валютных операциях подписывается сотрудником этого банка, уполномоченным осуществлять соответствующие действия по валютному контролю.

Согласно пунктам 2.1–2.6 Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее — Положение Банка России № 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором оформлен паспорт сделки (далее — банк ПС) документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее — подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к названному Положению Банка России № 258-П (далее — справка о подтверждающих документах).

Резидент представляет в банк ПС указанные документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

— 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

— 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Читайте так же:  Принцип злоупотребления правом судебная практика

В случае осуществления валютных операций по контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте, резидент представляет в банк ПС наряду с перечисленными документами два экземпляра справки, содержащей информацию о валютных операциях по контракту, осуществленных через счета в банке-нерезиденте за отчетный месяц (далее — справка о расчетах через счета за рубежом) с приложением к ней копий банковских выписок, подтверждающих осуществление указанных в ней валютных операций по контракту.

В случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты РФ, поступившей от нерезидента на счет резидента в банке ПС, резидент наряду с перечисленными выше документами представ-ляет в банк ПС два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за от- четный месяц денежных средств (далее — справка о поступлении валюты РФ). Эта справка составляется и заполняется в соответствии с требованиями, изложенными в приложении 2 к Положению Банка России № 258-П, на основании документов, в соответствии с которыми совершены записи по счету.

Справка о расчетах через счета за рубежом представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции.

Справка о поступлении валюты РФ представляется резидентом в банк ПС в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции.

В арбитражной практике значительное количество споров связано с привлечением к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ за просрочку представления справки о подтверждающих документах, предусмотренной пунктом 2.2 Положения Банка России № 258-П (например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2007 по делу № А26-7854/2006-21, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.04.2007 № Ф04-2024/2007(33147-А70-27) по делу № А70-8311/13-2006 и № Ф04-2023/2007(33145-А70-27) по делу № А70-8312/13-2006, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 № А33-17387/06-Ф02-526/07-С1 по делу № А33-17387/06, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.05.2007 № Ф08-2724/2007-1123А по делу № А61-1075/2006-14).

Есть даже дело, в котором предпринята попытка Территориального управления Росфиннадзора привлечь резидента к административной ответственности сразу по 20 протоколам на общую сумму 800 000 руб. (Постановление ФАС Поволжского округа от 15.03.2007 по делу № А49-5798/2006).

Достаточно большой размер штрафа за незначительную просрочку представления справок о подтверждающих документах обусловил выработку правовой позиции, согласно которой такую просрочку можно при-знать малозначительным правонарушением и освободить от ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Арбитражные суды в большинстве своем отвергают такой аргумент, поскольку нарушение установленных сроков может в дальнейшем повлиять на своевременность представления банком отчетности о валютных операциях (Постановление ФАС Уральского округа от 31.01.2006 № Ф09-13/06-С1), а угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении субъекта, проводящего валютную операцию, к исполнению своих публично-правовых обязанностей (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2005 № А56-15410/2005). При этом суды отмечают, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным, то есть указанное правонарушение не может быть совершено по неосторожности и ответственность за него предусмотрена вне зависимости от наступления каких-либо последствий (Постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.2007 по делу № А06-5568/2006-18).

Но есть дело, в котором суд воспринял позицию о применении статьи 2.9 КоАП РФ как правомерную и освободил резидента от ответственности (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2006 № Ф09-1428/06-С1 по делу № А50-43098/05).

Есть примеры, когда к ответственности резидент привлекается за нарушение сроков представления справок о поступлении валюты РФ (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2007 по делу № А31-3723/2006-7 и по делу № А31-3722/2006-7).

Особый интерес в общем пестром перечне в принципе схожих дел вызывают дела, в которых в качестве довода со стороны резидента в обоснование неправомерности привлечения к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ указывается на то, что справка о подтверждающих документах не относится к форме учета по валютным операциям.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.02.2007 № А33-17387/06-Ф02-526/07-С1 по делу № А33-17387/06 заявитель кассационной жалобы отмечает, что валютным законодательством РФ не предусмотрено, что справка о подтверждающих документах, равно как и сами подтверждающие документы являются формами учета по валютным операциям. Отвергая этот аргумент, ФАС Восточно-Сибирского округа указал, что с учетом пункта 4 статьи 5, статьи 23, подпунктов 1–2 пункта 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Банка России № 258-П приведенный довод заявителя является несостоятельным, поскольку толкование заявителем процитированных норм валютного законодательства РФ расходится с их действительным правовым смыслом.

Схожую аргументацию со стороны резидента, касающуюся нарушения порядка или сроков представления справки о подтверждающих документах или документов, подтверждающих проведение валютной операции, состава правонарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не образуют, поскольку в ней определена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указанная справка такой формой учета не является, мы находим в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 30.05.2007, 23.05.2007 № Ф03-А24/07-2/1666 по делу № А24-5271/06-16.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.12. 2006, 20.12.2006 № Ф03-А24/06-2/4529 по делу № А24-1572/06-16 заявитель жалобы высказывает мнение, что справка о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, не относится к формам учета и отчетности, а носит исключительно информационный характер. Следовательно, непредставление в установленный законодательством срок такой справки не образует состава правонарушения, ответственность за которое преду- смотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2007 по делу № А26-8772/2006-215 заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что справка о подтверждающих документах не относится к формам учета и отчетности, а является документом, связанным с проведением валютных операций, в то время как «документы и информация» и «формы учета и отчетности» — различные правовые институты валютно- го законодательства. В этом деле, хотя постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и было отменено, ФАС Северо-Западного округа «не усмотрел содержательной разницы в используемых валютным законодательством терминах “документы и информация” и “формы учета и отчетности”» и указал, что любые документы (информация), представляемые агенту валютного контроля, используются в целях учета совершенных резидентом валютных операций, а обязанность по представлению в уполномоченный банк документов и информации корреспондирует с административной ответственностью за ее неисполнение (ненадлежащее исполнение). Аналогичный вывод сделан ФАС Северо-Западного округа и в Постановлении от 08.06.2007 по делу № А26-8771/2006-215.

Таким образом, ключевым вопросом при квалификации деяний по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ является вопрос о том, признаются ли справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций, формами учета и отчетности. Поскольку единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их пред-ставления устанавливаются Банком России (ч. 4 ст. 5 Закона № 173-ФЗ), летом 2007 года ВАС РФ обратился в Центральный банк Российской Федерации с соответствующим запросом.

По мнению Банка России, в Законе № 173-ФЗ различаются институты «учет и отчетность по валютным операциям» и «документы и информация, связанные с проведением валютных операций».

Банк России отметил, что «в настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона № 173-ФЗ Банк России устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам как агентам валютного контроля подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций. В настоящее время указанный порядок установ-лен Инструкцией Банка России № 117-И и Положением Банка России № 258-П.

К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (п. 10 ч. 4 ст. 23), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции Банка России № 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты РФ.

Таким образом, по мнению Банка России, «нормативными актами Банка России такие документы, как справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом и справка о поступлении валюты РФ, не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям» 2 .

Письмом от 20.08.2007 № ВАС-С05/С4-1183 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рекомендовал арбитражным судам учитывать изложенную позицию Банка России при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

С принятием Указания Банка России № 1950-У можно утверждать, что попытка летом 2007 года изменить практику привлечения к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ не увенчалась успехом. Этим Указанием устанавливаются нормы, прямо противоположные процитированному выше Письму Банка России от 26.07.2007 № 04-31-2/3178, которое, кроме всего прочего, не является нормативным актом.

Согласно Указанию Банка России № 1950-У формами учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, являются следующие документы:

  • справка о валютных операциях, указанная в пункте 1.2 Инструкции Банка России № 117-И и составляемая в соответствии с приложением 1 к этой Инструкции;
  • справка о поступлении валюты РФ, указанная в подпункте 2.3.2 пункта 2.3 Инструкции Банка России № 117-И и в пункте 2.6 Положения Банка России № 258-П, составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению Банка России № 258-П;
  • справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения Банка России № 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению Банка России № 258-П.

Все названные документы представляются в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленные Инструкцией Банка России № 117-И и Положением Банка России № 258-П.

При этом справка о расчетах через счет за рубежом, представление которой преду- смотрено пунктом 2.5 Положения Банка России № 258-П, не значится в Указании Банка России № 1950-У в качестве формы учета по валютным операциям, а потому ее непредставление не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 6 ста- тьи 15.25 КоАП РФ.

Необходимо обратить внимание, что перечень из трех форм учета по валютным операциям, приведенный в Указании Банка России № 1950-У, является исчерпывающим, закрытым. Поэтому сами подтверждающие документы (документы, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенной территории РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — например, акты сдачи-приемки работ, акты об оказании услуг), которые представляются одновременно со справкой о подтверждающих документах, формами учета не являются, а потому про- срочка в их представлении в уполномоченный банк (при условии своевременного представления справки) не должна влечь ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Хотя в ранее рассмотренных делах суды не воспринимали эту позицию (например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.05.2006 № Ф04-1555/2006(21994-А75-29) по делу № А75-11767/05, от 18.04.2006 № Ф04- 2275/2006(21671-А75-29) по делу № А75-11781/05, № Ф04-2274/2006(21665-А75-29) по делу № А75-11778/05, № Ф04-2273/2006(21668-А75-29) по делу № А75-11772/05, № Ф04-2272/2006(21670-А75-29) по делу № А75-11771/05, № Ф04-2271/ 2006(21666-А75-29) по делу № А75-11764/05), а после вступления в силу Указания Банка России № 1950-У этот вывод кажется вполне правомерным.

Читайте так же:  Заявление на смену свидетельства инн при смене фамилии

1 Вестник Банка России. 2008. № 1.

2 Письмо Банка России от 26.07.2007 № 04-31-2/3178 «О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

Валютные операции банков в 2018 году

С 1 марта 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

Введены следующие требования:

• Клиентам банка (резидентам РФ – организациям) необходимо сообщать уполномоченному банку, в котором у клиента открыт счет, информацию о конкретных сроках получение иностранной валюты на свои счета, а также сообщать о точных сроках исполнения обязательств нерезидентами по внешнеторговым договорам. Должны быть указаны конкретные даты, когда иностранная валюта будет перечислена от контрагента клиента на счет клиента банка (например, денежные средства поступят на счет в период с 5 по 10 декабря).

• Клиенты банка должны будут сообщать уполномоченным банкам информацию о сроках возврата авансовых платежей, выплаченных контрагентам (нерезидентам) по внешнеторговым договорам. Если клиент банка выплачивал авансовый платеж по договору контрагенту, то в случае возврата авансового платежа, клиент банка должен сообщить в банк сроки зачисления от контрагента авансового платежа на счет клиента (например, возврат авансового платежа будет зачислен в период с 15 по 19 декабря).

• Расширен перечень основания для отказа уполномоченных банков в осуществлении валютной операции.

Кроме непредставления или представления недостоверных документов резидентами, подтверждающих сделки по внешнеторговой деятельности, к основаниям отказа также отнесены:

— предоставление документов, не соответствующих требованиям законодательства;

— нарушение требований по проведению валютных операций между резидентами (ст. 9 ФЗ);

— нарушение требований по использованию счетов резидентов в иностранных банках (ст.12 ФЗ);

— нарушение нормы о правах и обязанностях резидентов (ст.14 ФЗ).

В случае отказа от исполнения операции Уполномоченный банк обязан направить клиенту банка мотивированное решение об отказе в письменной форме не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения об отказе в проведении операции.

В Кодекс об административных правонарушениях внесены следующие изменения:

• Введен новый порядок расчета штрафов за совершения валютных правонарушений: для определения процентного коэффициента, применяемого к базе для расчета штрафов вместо ставки рефинансирования, будет применяться ключевая ставка ЦБ.

• Должностными лицами, подпадающими под административную ответственность за валютные правонарушения, будут признаваться все должностные лица. Согласно статье 2.4. КоАП РФ «должностные лица – это лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 КоАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц». Таким образом, за совершение валютных правонарушений к административной ответственности будут привлекаться не только юридические лица, но и их руководители и иные работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

• Для должностных лиц предусмотрено наказание за валютные правонарушения в виде фиксированного штрафа в размере от 20 до 30 тысяч рублей. Сумма штрафа является единой для всех валютных правонарушений.

• За повторные валютные правонарушения должностное лицо может быть дисквалифицировано на срок от 6 месяцев до 3 лет. Повторным правонарушением будет считаться аналогичное валютное правонарушение, за которое лицо было подвергнуто к ответственности со дня вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности до истечения 1 года со дня окончания исполнения данного постановления. Решение о дисквалификации должностного лица выносит суд.

С 1 января 2018 года вступила в силу обновленная Инструкция Банка России от 16 августа 2018 года №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления». Новая редакция инструкции направлена на снижение нагрузки на клиентов банка при совершении ими валютных операций.

Основные изменения сводятся к следующему:

— отменяется требование об оформлении клиентами банка паспорта сделки. Контракты необходимо будет поставить на учет в уполномоченном банке, где контракту будет присвоен уникальный номер для ведения расчетов;

— установлен упрощенный порядок постановки на учет контрактов для клиентов, занимающихся экспортом товаров – в течение одного рабочего дня;

— увеличена сумма операции, при которой необходимо будет ставить внешнеторговые экспортные контракты на учет. Если сумма превышает 6 млн. рублей, контракт необходимо ставить на учет в банке (в настоящее время паспорт сделки по внешнеторговому контракту необходимо открывать на операции свыше 50 тыс. долларов США);

— отменяется требование о представлении клиентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях;

— отменяется требование о представлении клиентами банка документов, связанных с проведением валютных операций, по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами на сумму менее 200 тыс. рублей — введены правила переходного положения применения Инструкции.

Таким образом, изменения в валютном законодательстве направлены на снижение бюрократизации валютного контроля, а также автоматизации подачи информации в уполномоченные контролирующие органы по внешнеторговым сделкам с нерезидентами.

Общественная организация 2018
Общественное питание 2018
Объект строительства 2018
Объекты учета 2018
Обязательный аудит 2018

Назад | | Вверх

Отчетность по валютным операциям в банк

Извлечение из Методических рекомендаций по квалификации админи­стративных правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях (Приложение к письму ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217):

« Частью 6 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за несо­блюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона [«О валютном регулировании и валютном контроле»] резиденты и нерезиденты, осущест­вляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Согласно статье 20 Закона Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Банком России издана Инструкция от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция 117-И).

Пунктом 3.14 Инструкции 117-И установлен срок представления рези­дентом в уполномоченный банк документов для оформления паспорта сделки, пунктом 3.15.1 Инструкции 117-И — срок представления документов для его переоформления. Форма паспорта сделки и порядок ее заполнения установлены в приложении 4 к Инструкции 117-И.

[Указанием ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У внесены изменения, касающиеся порядка исчисления сроков, указанных в пунктах 3.14 и 3.15.1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И.]

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, а также контроля валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлен паспорт сделки, оформленный (переоформленный) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф которого заполнены с нарушением установленных требований.

Например, при декларировании товаров, относящихся к разделу XVI Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с договором купли-продажи, заключенным между резидентом и нерезидентом, в таможенный орган представлен паспорт сделки, в графе 9 раздела 3 которого не проставлен символ X, что является нарушением правил оформления паспорта сделки. В этом случае уполномоченному должностному лицу таможенного органа следует решать вопрос о возбуждении по данному факту дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России. При решении данного вопроса необходимо учитывать наличие состава административного правонарушения, в частности, его субъективной стороны, и устанавливать, имелась ли у резидента возможность для соблюдения правил заполнения графы 9 паспорта сделки.

[Предыдущий абзац фактически утратил силу в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У, установившего, что графа 9 раздела 3 паспорта сделки заполняется по усмотрению резидента.]

Дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления паспорта сделки.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП России, являются резиденты – должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица».

Извлечения из Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в редакции Указаний ЦБ РФ от 08.08.2006 № 1713-У, от 20.07.2007 № 1869-У, от 12.08.2008 № 2052-У):

«1.2. Резиденты (юридические лица и физические лица, в том числе физические лица – индивидуальные предприниматели (далее – резиденты)) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее – уполномоченный банк) следующие документы:

справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма и порядок составления которой приведены в приложении 1 к настоящей Инструкции (далее – справка о валютных операциях);

иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

1.3. Документы, указанные в пункте 1.2 настоящей Инструкции, представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.

1.4. Справка о валютных операциях подписывается в порядке, установленном пунктами 3.7, 3.8 настоящей Инструкции.

1.5. При поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке, в случае если договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется.

В этом случае справка о валютных операциях подписывается сотрудником уполномоченного банка, уполномоченным осуществлять от имени уполномоченного банка предусмотренные настоящим разделом Инструкции действия по валютному контролю (далее – ответственное лицо уполномоченного банка)».

«3.14. Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.».

(в ред. Указания ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У)

«3.15 1 Резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
(п. 3.15 1 введен Указанием ЦБ РФ от 08.08.2006 N 1713-У, в ред. Указания ЦБ РФ от 12.08.2008 N 2052-У )».

«3.18. Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях:

3.18.1. При представлении резидентом в банк ПС письменного заявления, составленного в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.1 — 4.3 настоящей Инструкции, о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

3.18.2. При представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС, составленного в соответствии с требованиями, установленными пунктами 4.1 — 4.3 настоящей Инструкции, в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В случае закрытия ПС в связи с прекращением обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в банк ПС документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям;

3.18.3. По истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), — в иных случаях».

Извлечения из Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномочен­ными банками контроля за проведением валютных операций» (в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 № 2080-У):

«2.1. В целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее — подтверждающие документы).

В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее — таможенные декларации).

В случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации (содержащие сведения об отгрузке вывозимого с таможенной территории Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара за пределами территории Российской Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении) указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности (далее — документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации).

(пункт 2.1 в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У)

2.2. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее – справка о подтверждающих документах).

2.3. Указанные в пункте 2.2 настоящего Положения документы представ­ляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

2.4. Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий:

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы — графа «D»), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта;

15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой принятия таможенным органом таможенной декларации, которая содержится в регистрационном номере таможенной декларации, на ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации;

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без подачи таможенной декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Датой оформления указанных в настоящем абзаце подтверждающих документов является наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях — дата составления подтверждающего документа.».

(пункт 2.4 в редакции Указания ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У)

Административная тветственность установлена частью 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

«6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и (или) сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок —

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций не более чем на десять дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на десять, но не более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 16.11.2011 N 311-ФЗ)».

В рамках проведения ежемесячных плановых проверок участников ВЭД по нарушениям валютного законодательства таможенные органы также отслеживают признаки преступлений по части 3 статьи 327 Уголовного кодекса РФ:

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков

3. Использование заведомо подложного документа —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Отчетность по валютным операциям в банк